Детерминанты уровня декларируемой физической активности белорусских студентов

ˑ: 

Доктор философии И. Бай-Корпак1
Кандидат медицинских наук, доцент А.И. Шпаков2
Доктор философии Ф. Корпак3
Доктор философии А. Шепелюк1
1Государственная высшая школа им. Папы Римского Иоанна Павла II в г. Бяла-Подляска, Польша
2Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Гродно, Беларусь
3Университет физического воспитания Юзефа Пилсудского в Варшаве, Бяла-Подляска, Польша

Цель исследования – определить уровень интенсивности декларируемой физической активности студентов белорусских вузов и выявить ее важнейшие детерминанты.
Методика и организация исследования. При проведении анализа были включены такие показатели, как пол, индекс массы тела (ИМТ), а также самооценка уровня физической подготовленности и заявленного бюджета свободного времени.
В социологическом опросе приняли участие 739 студентов, обучающихся в университетах Бреста, Гродно и Минска (Беларусь). Изучение уровня декларируемой интенсивности физической активности проводилось с использованием длинной версии Международного опросника физической активности (IPAQ) с добавлением в паспортную часть анкеты вопросов о самооценке уровня физической подготовленности и заявленного бюджета свободного времени.
Результаты исследования и выводы. При помощи длинной анкеты IPAQ установлено, что почти 60% опрошенных студентов вузов характеризуются довольно высоким уровнем физической активности. Среди детерминант, определяющих уровень физической активности, выделяются такие, как пол, самооценка уровня физической подготовленности и заявленное количество свободного времени.

Ключевые слова: студенты, физическая активность, опросник IPAQ, Беларусь.

Литература

  1. Карзунова А.В. Особенности физической активности современной студенческой и учащейся молодежи / А.В. Карзунова, Ю.Н. Беляева, А.А. Зотова // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2016. – № 6 (5). – С. 543-544.
  2. Лейфа А.В. Социальные основы формирования физической активности студенческой молодежи в аспекте их качества жизни / А.В. Лейфа // Физическое воспитание студентов. – 2013. – № 3. – С. 35-41.
  3. Acs P., Bergier J., Salonna F. et al. Gender differences in physical activity among secondary school students in the Visegrad countries (V4) // HealthProblems of Civilization. 2016.  Vol.10 Nо. 3. pp. 21-29.
  4. Cholewa J., Witkowski M., Wąsik J., Góra T. Declared and actual students’ physical activity // Physical Education of Students.  2020.  Vol. 24.  Nо. 3. рp. 135-140. doi.org/10.15561/20755279.2020.0302.
  5. Guthold R., Stevens G.A., Riley L.M. Worldwide trends in insufficient physical activity from 2001 to 2016: a pooled analysis of 358 population-based surveys with 1,9 million participants //  Lancet Glob Health.  2018. No 6. – e1077-86. doi:10.1016/S2214-109X(18)30357-7.
  6. Pacesova P., Smela P., Kracek S. Personal wellbeing as part of the quality of life: Is there a difference in the personal well-being of women and men with higher level of anxiety trait regarding their sport activity? // Physical Activity Review.  2019.  Nо 7.  pp. 201-208. doi: 10.16926/par.2019.07.24.
  7. Szumiec M. Aktywność fizyczna jako istotny czynnik wzmacniania potencjału zdrowotnego – wyzwania dla edukacji zdrowotnej //Annales Universitatis PaedagogicaeCracoviensis. Studia de Cecuritate et EducationeCivili VI.  2016.  Nо 224.  pp. 133-157.
  8. World Health Organization Prevalence of noncommunicable disease risk factors in Belarus. STEPS 2016. World Health Organization Regional Office for Europe.  2017.
  9. Wasilewska M., Bergier J. Physicalactivity and associatedsocio-demographicfactors in adolescents from the eastern region of Poland // RoczPanstwZaklHig. 2018.  Vol. 69 (1).  pp. 55-61.