Исследования влияния комплекса методов психокоррекции на восстановительные процессы лыжников-гонщиков 14-16 лет в специфических условиях соревновательного периода подготовки

Фотографии: 

Доктор психологических наук, профессор Б.П. Яковлев

ˑ: 

Доктор психологических наук, профессор Б.П. Яковлев
Аспирантки Д.С. Ушакова, Н.Р. Усаева
Сургутский государственный университет, Сургут

Ключевые слова: психолого-педагогическая подготовка, восстановительные процессы, психокоррекция, психофизиологическая стимуляция.

Введение. В нашем исследовании психолого-педагогическая подготовка рассматривается как особым образом организованное психологическое воздействие, избирательно применяемое с учетом индивидуальных особенностей спортсмена и направленное на мобилизацию и ремобилизацию психофизических сил спортсмена в структурных циклах учебно-тренировочной или соревновательной деятельности. Выбор адекватных психокоррекционных средств и методов в психологическом обеспечении подготовки спортсменов – это необходимый завершающий этап практической работы психолога в спортивной команде. Предупреждение или снижение степени выраженности неблагоприятных состояний в наиболее ответственные периоды соревновательной деятельности – один из основных мотивов для психолога, тренера, специалиста, работающего с личностью спортсмена, всегда являющегося потенциально возможным чемпионом.

Отрицательные субъективные переживания, выраженность эмоциональной напряженности, отсутствие уверенности в своих силах, в своих возможностях порой влияют на вероятность оказаться вне, казалось бы, 100 %-ного успеха [1].

Проблема изучения взаимодействия психофизиологического состояния спортсмена с внешними педагогическими условиями спортивной деятельности актуальна и значима для психологии спорта, позволяет раскрыть детерминированность реакций организма и психических проявлений на физические и психические нагрузки в различных периодах и циклах спортивной подготовки. Знание закономерностей взаимодействия позволит более избирательно и рационально планировать и управлять системой подготовки квалифицированных спортсменов и влиять на эффективность соревновательной деятельности.

Литература

  1. Алексеев А.В. Себя преодолеть / А.В. Алексеев. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 192 с.
  2. Голуб Я.В. Медико-психологические аспекты применения свето-звуковой стимуляции и биологически обратной связи / Я.В. Голуб, В.М. Жиров. – СПб., 2007. – С. 77-86.
  3. Родионов А.В. Влияние психофизиологических факторов на спортивный результат / А.В. Родионов. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 112 с.
  4. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений / Б.П. Яковлев. – Сургут: РИО СурГПУ, 2007. – 201 с.
  5. Яковлев Б.П. Эмоциональная напряженность в спортивной деятельности / Б.П. Яковлев. – Сургут: РИО СурГПИ, 2003. – 190 с.
  6. Яковлев Б.П. Формирование предметно-рефлексивных умений на учебных занятиях по физическому воспитанию студентов / Б.П. Яковлев, Л.В. Диордице // Теория и практика физ. культуры. – 2005. – № 5. – С. 15-24.

Информация для связи с автором: apokin_vv@mail.ru

Поступила в редакцию 25.01.2014 г.