Распределение видов специализированной деятельности с учетом психической напряженности нагрузки в тренировке фехтовальщиков
ˑ:
Доктор педагогических наук, доцент Л.Г. Рыжкова1
Аспирант А.Д. Кравцов1
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Цель исследования – определить виды специализированной нагрузки в условиях тренировочного занятия в соответствии с уровнем психической напряженности у фехтовальщиков.
Результаты исследования и выводы. Психическая напряженность оказывает существенное влияние на эффективность выполняемой тренировочной работы спортсмена. Необходимо учитывать суммарную нагрузку тренировочного занятия, которая состоит из показателей двигательной составляющей и характеристик воздействия на психическую сферу спортсменов. В ходе исследования предложена шкала оценки психической напряженности видов тренировочной и соревновательной деятельности фехтовальщиков, которая построена на основе психологической установки на выполняемую специализированную работу. На основе шкалы распределения специализированной нагрузки тренерам разработана компьютерная программа, в которой заложена формула суммарной оценки психической напряженности деятельности спортсменов на тренировочном занятии, с учетом величины и направленности нагрузки.
Внедрение в тренировочный процесс механизма расчета степени психического воздействия на фехтовальщиков видов специализированной нагрузки позволило добиться рационального распределения тренировочных занятий, различающихся по величине и направленности нагрузки, что положительно отразилось на результатах выступления квалифицированных фехтовальщиков на рапирах.
Ключевые слова: квалифицированные фехтовальщики, психическая напряженность, специализированная деятельность, тренировочные задания.
Использованная литература
- Анохин П.К. Эмоции и здоровье / П.К. Анохин, В.К. Судаков // Будущее науки. – М.: Знание, 1973. – С. 24-38.
- Келлер В.С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях / В.С. Келлер. – Киев: «Здоровʼя», 1977. – 184 с.
- Киселев Ю.Я. Оценка эмоционального возбуждения в реальных условиях спортивной деятельности // Стресс и тревога в спорте: междунар. сб. науч. статей / Сост. Ю.Л. Ханин. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – С. 99-107.
- Марищук В.Л. Перераспределение функциональных резервов в организме спортсмена как показатель стресса // Стресс и тревога в спорте: междунар. сб. науч. статей / В.Л. Марищук / Сост. Ю.Л. Ханин. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – С. 72-87.
- Найдиффер Р.М. Определение и формирование оптимального уровня эмоционального возбуждения / Р.М. Найдиффер // Стресс и тревога в спорте: междунар. сб. науч. статей / Сост. Ю.Л. Ханин. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – С. 189-204.
- Рашелл Б.С. Методика измерения стресс-толерантности у спортсменов высокого класса / Б.С. Рашелл // Стресс и тревога в спорте: междунар. сб. науч. статей / Сост. Ю.Л. Ханин. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – С. 125-135.
- Родионов А.В. Психология спортивного поединка / А.В. Родионов. – М.: Физкультура и спорт, 1968. – 120 с.
- Родионов А. В. Новые подходы в подготовке фехтовальщиков / А.В. Родионов, В.Г. Сивицкий. – Минск: Веды, 2002. – 182 с.
- Рыжкова Л.Г. Техника и тактика спортивного фехтования / Л.Г. Рыжкова // Фехтование. XXI век. Техника. Тактика. Психология. Управление тренировкой. – М.: Человек, 2014. – С. 19-28.
- Рыжкова Л.Г. Функциональные составляющие боевых действий / Л.Г. Рыжкова // Фехтование. XXI век. Техника. Тактика. Психология. Управление тренировкой. – М.: Человек, 2014. – С. 28-32.
- Рыжкова Л.Г. Психология боя, тактика фехтования и личность спортсмена / Л.Г. Рыжкова // Фехтование. XXI век. Техника. Тактика. Психология. Управление тренировкой. – М.: Человек, 2014. – С. 32-33.
- Скибицкий И.Г. Психические напряжения в спорте / И.Г. Скибицкий, Ю.Ю. Гришко // Актуальные аспекты современной науки: сб. матер. III междунар. науч.-практ. конференции (г. Липецк, 20 декабря 2013 г.). – Липецк: РаДуши, 2013. – С. 98-104.
- Тышлер Д.А. Фехтование. Технико-тактическая и функциональная тренировка / Д.А. Тышлер, Л.Г. Рыжкова. – М.: Академический Проект, 2010. – 183 с.