Совершенствование мотивационной сферы как фактора повышения спортивного мастерства бегуний на короткие дистанции

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Анисимова
Доктор педагогических наук, профессор Л.Д. Назаренко
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

Ключевые слова: бег, короткие дистанции, мотивации, управление, педагогический эксперимент, методика.

Актуальность. Для бегунов на короткие дистанции характерна скоростная работа, связанная с повышением аэробной производительности. Быстрота движений спринтера в значительной мере определяется морфофункциональным состоянием опорно-двигательного аппарата [5, 9, 10]. Содержание тренировочного процесса отличается применением сходных по структуре беговых упражнений, что обусловливает формирование относительно однообразных динамических стереотипов нервных процессов, лежащих в основе бега. Это обусловливает более высокие требования к формированию мотивационной сферы спринтеров и повышению эффективности управления двигательной деятельностью.

Целью работы является теоретическое и методологическое обоснование значимости мотивации как важной составляющей спортивной подготовки спринтеров.

Мотивация, обусловленная потребностью в физическом, интеллектуальном, духовно-нравственном развитии, определяет необходимость подчинения всех жизненных интересов, способностей и склонностей достижению перспективной цели, формированию спортивного стиля жизни. Это в значительной мере определяет уровень работоспособности бегуна; его стремление к усвоению закономерностей роста спортивного мастерства, условий повышения показателей тренированности [3, 9].

Литература

  1. Анисимова Е.А.Технологическое обеспечение процесса спортивной подготовки бегунов на короткие дистанции / Е.А. Анисимова // Педагогико-психологические и медико-биологические  проблемы физической культуры и спорта. – 2013. – № 3 (28). – С. 24-27.
  2. Выдрин В.М. Физическая культура – вид культуры личности и общества / В.М. Выдрин. – Омск: изд-во Сиб. гос. автомоб. дорож. акад., 2003. – 141 с.
  3. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 240 с.
  4. Назаренко Л.Д. Теоретическое обоснование и методика развития ритмичности / Л.Д. Назаренко, Ж.А. Игнатьева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2000. – № 1. – С. 45-50.
  5. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательных  координаций / Л.Д. Назаренко. – М.: Теория и практика физической культуры, 2003. – 258 с., ил.
  6. Павлов Г.К. Оценка состояния нервно-мышечного аппарата и ее использование при управлении процессом скоростно-силовой подготовки спортсменов / Г.К. Павлов, И.Т. Лысаковский, А.Е. Аксельрод  // Теория и практика физ. культуры. – М., 2005. – № 10. – С. 25-26; 39-42.
  7. Пилоян Р.А. Повышение эффективности физкультурного образования / Р.А. Пилоян // Теория и практика физ. культуры. – 2005. – № 12. – С. 48-51.
  8. Пьянзин А.И. Соразмерность параметров отталкивания в формировании модельных характеристик подготовленности квалифицированных спринтеров / А.И. Пьянзин, Е.В. Солоденов // Теория и практика физ. культуры. – 2008. – № 6. – С. 46-50.
  9. Тюпа В.В. Биомеханические основы техники спортивной ходьбы и бега / В.В. Тюпа, В.В. Аракелян, Ю.Н. Примаков. – М.: Олимпия, 2009. – 64 с.

Информация для связи с автором: elena_funina@mail.ru

Поступила в редакцию 26.12.2013 г.