Методологические основы формирования здорового образа жизни

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент Е.С. Садовников Волгоградский государственный университет, Волгоград

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Е.С. Садовников
Волгоградский государственный университет, Волгоград

Ключевые слова: здоровый образ жизни, субъект заботы о своем здоровье, сиcтемодеятельностный подход, организованности, физ­ку­ль­тур­но-оз­до­ро­ви­те­ль­ная деятельность.

Введение. В основе методологии исследования здорового образа жизни находится определение здоровья, зафиксированное в документах Всемирной организации здравоохранения, определяющее данный феномен как единство трёх компонентов: физическое благополучие, духовное благополучие и социальное благополучие. Исследование ме­ди­ко-био­логических и со­циа­ль­но-пе­да­гогических механизмов формирования каждого компонента предполагает применение соответствующих подходов. В настоящее время в науке и философии принято выделять четыре основных подхода: феноменологический, теологический, естественно-научный и деятельностный [3].

Кроме основных используется множество промежуточных подходов, однако сложный предмет нашего исследования требует особого, интегративного, подхода [2]. Проблема инструментария формирования ЗОЖ во многих диссертационных работах различна, в основу формирования ЗОЖ закладывались: потребности (М. А. Арвисто, 1982), мотивация (Е. Б. Черникова, 2010), ориентации (Н. В. Бредихина, 2006), навыки (А. П. Тужилин, 2006), ценности (Ю. Я. Амосова, 2010), готовность (Е. В. Витун, 2007), отношения (А. Д. Куправа, 2005), умения (С. В. Сальников, 2007), установки (Н. А. Безруких, 2007) и др. Результаты исследований демонстрировали определенные сдвиги в формировании ЗОЖ, однако данные подходы не получили своего развития в теории и на практике. По нашему мнению, этому имеется как минимум два объяснения: во‑первых, основания, на которых базировалась деятельность по формированию ЗОЖ, не были категориально обоснованы; а во‑вторых, естественно-научный подход не дает возможности объединить их в одну категорию, в то время как системодеятельностный позволяет решить эти методологические проблемы путем интеграции данных понятий под названием «организованности» и произвести системный анализ.

Литература

  1. Алексеев Н.Г. Комплексный подход: узлы дискурса / Н.Г. Алексеев // Журнал «Кентавр» – № 23. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/5261
  2. Быкова Е.С. Парадигмы здоровья в контексте философской антропологии: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Е.С. Быкова / Тульский гос. пед. ун-т, Тула, 2007.
  3. Дубровский В.Я. Лекции по системодеятельностной методологии [Электронный ресурс] / В.Я. Дубровский // Режим доступа: http://www.genovista.com
  4. Петровский В.А. Человек над ситуацией / В.А. Петровский. – М.: Смысл, 2010. – 560 с.
  5. Садовников Е.С. Оптимум благополучия в здоровом образе жизни / Е.С. Садовников, О.Е. Андрющенко // Уч. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 7(89). – C. 121-126  .
  6. Садовников Е.С. Условия формирования навыка здорового образа  жизни / Е.С. Садовников // Теория и практика физ. культуры. –  2013. – № 2. – С. 38-41.
  7. Щедровицкий П.Г. Лекция о пространстве проектирования [Электронный ресурс] / П.Г. Щедровицкий // Режим доступа: http://www.shkp.ru/lib/archive/second/2001-1/7 от 20.10.2013

Информация для связи с автором: evgeniysadov@mail.ru

Поступила в редакцию 26.12.2013 г.