Теория физической культуры: основополагающие тенденции становления и развития

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Ю.М. Николаев
М.А. Сафронова
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья 
им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
 
Ключевые слова: современная теория физической культуры, основополагающие тенденции, формы проявления.
 
В конце ХХ – начале XXI в. в нашей стране увеличивается потребность в модернизации общего образования, связанного с возрастанием в нём культурообразующей, гуманистической и методологической функций [4, 5]. Это в полной мере относится и к сфере профессионального физкультурного образования, призванного готовить научно-педагогические кадры, направленные в будущее. В связи с этим исключительно важное методологическое и практическое значение приобретает формирование теории физической культуры (ТФК), отвечающей запросам современности.
 
Вопрос о формировании данной теории стоит на повестке дня уже 35 лет, с момента введения в 1979 году в учебные планы ИФК вместо теории физического воспитания (ТФВ) теории и методики физической культуры (Т/и методики/ФК). Однако последняя фактически и сегодня в основном дублирует содержательные материалы бывшей ТФВ, что уже не отвечает в полной мере сложным задачам, стоящим перед физкультурным образованием. Вместе с тем за эти годы в контексте построения ТФК накоплен большой спектр теоретического и методологического материала.
 
Поэтому в настоящее время важно выявить в нем прослеживающиеся тенденции в становлении и развитии ТФК, чтобы внести большую ясность в решении этого вопроса. При этом под тенденцией нами понимается направление: «… в котором совершается развитие какого-либо явления» [10] или развития науки, «… характеризующее её движение, реализацию накопленных в ней возможностей» [15], понятие же «становление» указывает на переходные состояния, ведущие к оформлению вещей или явлений, подчеркивающие наличие «незавершенности», необходимости постоянно «достраивать», усовершенствовать [14].
 
 
Литература
  1. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. – 1991. – № 7. – С. 37-41.
  2. Визитей Н.Н. Физическое совершенство как характеристика всесторонне и гармонично развитой личности / Н.Н. Визитей // Физическая культура и современные проблемы физического совершенствования человека: Сб. науч. тр. – М., 1985. – С. 35-41.
  3. Жидков В.С. Системный подход и его функции / В.С. Жидков, К.Б. Соколов / Системные исследования культуры, 2005 / науч. ред. В.С. Жидков. – СПб.: Алтейя, 2006. – 400 с. 
  4. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика / А.С. Запесоцкий. – М.: Наука, 2002. – 456 с. 
  5. Колесникова И.А. Образование как фактор изменения человека (Образование: будущее России и человечества) / И.А. Колесникова. – СПб., 1993. – С. 13-17
  6. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. – М.: ГЦОЛИФК, 1992. – 120 с.
  7. Матвеев Л.П. Интегративная тенденция в современном физкультуроведении / Л.П. Матвеев // Теория и практика физ. культуры. – 2003. – № 5. – С. 5-8.
  8. Николаев Ю.М. Физическая культура как составная часть социалистической культуры: дис. … канд. пед. наук / Ю.М. Николаев. ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. – Л., 1976. – 190 с.
  9. Николаев Ю.М. Современные тенденции развития теоретико-образовательного пространства физической культуры / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 7. – С. 96-101.
  10. Новый словарь иностранных слов. – Мн.: Современный литератор, 2006. – 1088 с.
  11. Пономарев Н.И. К вопросу об интенсификации развития теории физической культуры / Н.И.  Пономарев // Теория и практика физ. культуры. – 1987. – № 2. – С. 5-7.
  12. Психология личности: учеб. пособие / П.Н. Ермаков, В.А. Лабунская. – М.: Эксмо, 2007. – 653 с.
  13. Синергетическая парадигма : синергетика образования: [сб. ст.: посвящ. С.П. Курдюмову] / Рос. акад. наук, Ин-т философии; [ред.-сост. О.Н. Астафьева, Г.Ю. Ризниченко]. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – 592 с. 
  14. Современный философский словарь / Под общей ред. д.ф.н. профессора В.Е. Кемерова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2004. – 864 с.
  15. Тенденции развития психологической науки: [Сб. ст.] / Б.Ф. Ломов, Л.И. Анцыферова. – М.: Наука, 1989. – 268 с. 
 
Информация для связи с автором: m.a.safronova.science@gmail.com
 
Поступила в редакцию 27.01.2014 г.