Ориентация субъективного контроля тренера и особенности саморегуляции подростков, занимающихся спортивными единоборствами
ˑ:
Кандидат психологических наук, доцент А.Р. Кирпиков1
Доктор психологических наук, профессор А.А. Баранов1
Доктор педагогических наук, профессор Н.Ю. Ерофеева1
1Удмуртский государственный университет, Ижевск
Цель исследования – определить влияние локуса субъективного контроля тренера на особенности развития личности и саморегуляции поведения юных спортсменов.
Методика и организация исследования. В процессе приняли участие два тренера, которые обладали полярными характеристиками ориентации субъективного контроля: внутреннего и внешнего, а также подростки, занимающиеся под руководством данных тренеров продолжительный период времени (два-три года) и выступающие на соревнованиях (n=20). Для определения степени развития саморегуляции юных спортсменов использовалась методика В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» Для выявления показателей ориентации контроля в межличностных и деловых отношениях и решении личностных проблем применялся тест на определение ориентации субъективного контроля (ОСК) в варианте А.К. Осницкого.
Результаты исследования и выводы. Показано, что общий уровень саморегуляции юных спортсменов в целом определяется спецификой спортивной деятельности. В то же время, у тренера, характеризующегося внутренней ориентацией контроля, воспитанники в большей степени ориентированы на развитие личностных ресурсов и планирование будущих результатов, а у тренера с внешней ориентацией – подростки в большей степени ориентированы на деловые отношения, конкретные результаты и стремятся к проявлению самостоятельности.
Ключевые слова: деятельность тренера, ориентация субъективного контроля, саморегуляция, личность подростка, занимающегося спортивными единоборствами.
Литература
- Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – М.: Питер, 2018. – 352 с.
- Моросанова В.И. Диагностика саморегуляции человека / В.И. Моросанова, И.М. Бондаренко. – М.: Когито-центр, 2015, – 304 с.
- Осницкий А.К. Регуляция деятельности и направленность личности / А.К. Осницкий. – М.: Московская экономико-лингвистическая академия, 2017. – 231 с.
- Психология физической культуры и спорта: учеб. и практикум для вузов / под. ред. А.Е. Ловягиной. – М.: Изд-во «Юрайт», 2020 – 531 с.