Нейтрализация неблагоприятных урбанистических факторов средствами эколого-дидактической среды вуза

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор А.В. Зюкин1
Доктор педагогических наук, доцент О.Е. Понимасов1
Кандидат педагогических наук, доцент М.В. Габов1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Рыжкин2
1Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
2Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону

Цель исследования – выявить возможности эколого-дидактической среды в нейтрализации и купировании неблагоприятных урбанизированных факторов средствами физического воспитания студентов.
Методика и организация исследования. Средствами инструментального контроля биометрических и компетентностных показателей физической подготовленности и экологических стандартов жизнедеятельности 63-х студентов (45-ти девушек и 19-ти юношей) в возрасте 20±0,4 года проверена эффективность разработанной прогностической модели физического воспитания.
Результаты исследования и выводы. Установлена высокая эффективность эколого-дидактической среды вуза в решении образовательных задач физического воспитания за счет интеграции всех компонентов программно-операционного потенциала обучения. Многостороннее негативное воздействие неблагоприятных урбанизированных факторов, включая антропогенное воздействие окружающей социальной и образовательной среды, снижает уровень воспроизводства адаптивных ресурсов, формирование образовательных компетенций студентов. Отмечен рост интегрального индекса здоровья, нормированных показателей физической активности, массовости самостоятельных оздоровительных занятий физической культурой, улучшение взаимодействия участников образовательного процесса.

Ключевые слова: физическое воспитание, неблагоприятные урбанизированные факторы, эколого-дидактическая среда.

Литература

  1. Болотин А.Э. Особенности управления спортивной работой со студентами в вузах с учетом их ценностно-мотивационной ориентации / А.Э. Болотин, О.Е. Пискун, С.Н. Погодин // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 3. – С. 51-53.
  2. Болотин А.Э. Дифференцированная подготовка пловцов-марафонцев к соревнованиям на открытой воде с учетом типов энергетического метаболизма / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев, К.Я. Ван Цвиетен и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – №  10. – С. 37-39.
  3. Григорьев В.И. Антропоцентрические императивы проектного управления элективной физической культурой / В.И. Григорьев, Ю.А. Дубровская, А.Б. Маховиков // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 3. – С. 46-48.
  4. Григорьев В.И. Эффективность балльно-рейтингового контроля физического воспитания студентов на основе проектно-ориентированной платформы / В.И. Григорьев, О.Е. Пискун, В.С. Васильева и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2021. – №  1. – С. 41-43.
  5. Григорьев В.И. Комплексное применение средств физической культуры студентов в преодолении энтропии SARS-COV-2 / В.И. Григорьев, М.М. Громов, А.И. Коваленко // Теория и практика физ. культуры. – 2021. – № 3. – С. 21-23.
  6. Зюкин А.В. Контроль периферической гемодинамики пловцов категории Masters / А.В. Зюкин, О.Е. Понимасов, А.Э. Болотин и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 12. – С. 67-69.