Цифровая трансформация шахматного образования
ˑ:
Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Михайлова1
Доцент О.Г. Рысакова1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Д. Бакулина1
1Российский государственный социальный университет, Москва
Цель исследования – обосновать экосистему шахматного образования в условиях цифровой трансформации педагогических инфокоммуникационных технологий на основе междисциплинарного системного управления.
Методика и организация исследования. Шахматное образование студентов-бакалавров на базе Российского государственного социального университета осуществлялось в форме элективных курсов по физической культуре и спорту, секция «Шахматы» (192 часа, шесть семестров). В качестве электронных средств обучения были использованы цифровые платформы «Уроки шахмат Анатолия Карпова», «Шахматный Университет», World Chess Class Digital. Магистерская программа «Физическая реабилитация и спорт в рекреации и туризме» представлена учебной дисциплиной «Технологии преподавания шахмат»; направление подготовки 49.04.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). Синергия образовательных концепций – программированного обучения Б. Скиннера, планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина, психографирования У. Штерна, цифровой трансформации шахматных технологий и инструментария И.В. Михайловой позволили преобразовать стандартное «докомпьютерное» шахматное образование в современную электронную форму.
Результаты исследования и выводы. Цифровая трансформация шахматного образования, объединяющая инновационные педагогические информационные и коммуникационные технологии, электронный методологический инструментарий и развитые онлайновые платформы преподавания, позволяют автоматизировать и объективизировать ход учебного процесса, визуализировать подачу шахматного материала с помощью специальных возможностей виртуальной среды, делая его максимально эффективным и инклюзивным в рамках педагогической практики высшей школы. Интеграция междисциплинарных возможностей, цифровой трансформации и системного управления процессом обучения формирует экосистему шахматного образования, улучшает целевую подготовку студентов.
Ключевые слова: шахматный спорт, экосистема, междисциплинарность, цифровая трансформация, системное управление, инклюзия.
Литература
- Алифиров А.И. Концептуальные подходы к построению шахматной спортивной подготовки / А.И. Алифиров, И.В. Михайлова и др. // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 7. – С. 27-29.
- Клейнер Г.Б. (2019). Современный университет как экосистема: институты междисциплинарного управления // Journal of Institutional Studies, 11(3), 054-063. DOI: 10.17835/2076-6297.2019.11.3.054-063.
- Конференция «Цифровая трансформация образования» [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический журнал Университетская книга [Офиц. сайт]. – URL: http://www.unkniga.ru/company-news/8841-v-moskve-sostoyalas-konf-tsifrov...(дата обращения: 14.02.2021).
- Михайлова И.В. Создание федеральной инновационной площадки по распространению модели и идеологии опережающего развития адаптивного шахматного образования в вузе / И.В. Михайлова, А.С. Махов // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 10. – С. 56-58.
- Михайлова И.В. Цифровая трансформация шахматной спортивной подготовки / И.В. Михайлова, М.А. Петрова, Е.Д. Бакулина // Теория и практика физ. культуры. – 2021. – № 1. – С. 102-104.
- Шахматы [Электронный ресурс]: рабочая прогр. дисциплины: направление подгот. 034300.62: профиль подгот.: «Спортив. подгот.»: квалификация выпускника – Бакалавр: форма обучения: оч., заоч.: утв. и рек. ЭмсИСиФВ ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ» / сост.: Габбазова А.Я. [и др.]; М-во спорта, туризма и молодеж. политики РФ, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма» (ГЦОЛИФК). – М., 2013.
- Шутова Т.Н. Цифровизация образовательного пространства вуза в сфере физической культуры и спорта / Т.Н. Шутова, Л.Б. Андрющенко // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 9. – С. 102-104.