Методологические принципы построения современной системы подготовки физкультурных кадров
ˑ:
В настоящее время идея непрерывного образования приобретает особую актуальность в подготовке профессиональных кадров.
Отрасль физической культуры и спорта охватывает различные по структуре спортивные организации, задачи которых изменяются в связи с запросами общественной жизни. В этой связи важно построить многокомпонентную систему подготовки кадров, которая могла бы развиваться на строго построенной методологической основе, позволяющей использовать диверсификацию задач, функций, структуры и содержания профессиональной подготовки кадров. Учиться на протяжении жизни, получать новые знания и оставаться конкурентоспособным долгие годы – такая задача стоит перед специалистами отрасли физической культуры и спорта.
Подготовка кадров должна строиться на методологических принципах, позволяющих в полной мере выстраивать как систему основного, так и дополнительного образования. К ним можно отнести следующие:
Соответствие системы подготовки кадров сущности и стратегии государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Система должна функционировать так, чтобы подготовка физкультурных кадров способствовала осознанию ими сущности государственной политики в области физической культуры и спорта и эффективной реализации в рамках собственной профессиональной деятельности.
Непрерывность процесса обучения специалиста физкультурно-спортивной отрасли. Этот принцип предполагает, что каждый специалист должен быть охвачен системой непрерывного профессионального образования подготовки кадров в области физической культуры и спорта.
Эффективный кадровый отбор в области физической культуры и спорта. Подбор контингента осуществляется на основе положительной мотивации и выбора профессиональной деятельности с учетом современных запросов и требований отрасли.
Прогнозируемый характер обучения. Использование инновационных технологий в науке и практике физической культуры и спорта позволяет специалисту продуктивно решать современные задачи, стоящие перед отраслью.
Креативность в реализации профессиональных задач. Творческий потенциал специалиста проявляется в самоактуализации и самореализации, создавая предпосылки саморазвития его личности.
Выбор индивидуальной траектории профессионального самообразования специалиста. Согласно реализации данного принципа специалисту предоставляется свободный выбор целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения.
Междисциплинарность видов подготовки в сочетании с углубленной специализацией в области физической культуры и спорта. Многопрофильность, высокая эрудиция в сочетании с педагогическим мастерством позволяет адекватно решать профессиональные задачи и отраслевые проблемы.
Оптимальность многоуровневой структуры системы образования. Сочетание уровней подготовки должно быть допустимым и возможным для существующей кадровой ситуации и обладать гибкостью и вариативностью с учетом изменения этой ситуации.
Мониторинг профессиональной подготовленности. В соответствии с этим принципом необходимо проводить систематическое наблюдение за профессиональными показателями подготовки специалистов отрасли.
Реализация данного принципа показана в первой статье «Перспективы», подготовленной группой авторов из Санкт-Петербурга под руководством доцента М.Ю. Щенниковой. В рамках мониторинга авторы провели анализ ключевых показателей развития физической культуры и спорта, определяющих кадровую потребность на уровне регионов. В ходе исследования выявлены:
стабилизация соотношения количества спортсменов на одного тренера, обусловленная утвержденными нормативами наполняемости учебно-тренировочных групп и количеством тренировочных занятий в федеральных стандартах спортивной подготовки и федеральных государственных требованиях по реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта;
значительное отставание темпов прироста кадрового обеспечения от прироста количества систематически занимающихся в сферах физической культуры и массового спорта по месту работы граждан, на спортсооружениях, в иных физкультурно-спортивных организациях.
Статистический мониторинг призван формировать регулярно обновляемую информацию о тенденциях развития рынка труда отрасли и связанных с ним процессов, об эффективности использования кадрового потенциала сферы физической культуры и спорта на уровне регионов и субъектов Российской Федерации, о необходимости и достаточности кадрового обеспечения для реализации стратегии развития отрасли.
Таким образом, предложенные принципы системы непрерывного повышения квалификации отражают идеи профессиональной подготовки специалистов отрасли физической культуры и спорта, определяют пути преобразования научного и инновационного комплексов системы непрерывного профессионального образования.
Высокопрофессиональный кадровый ресурс является залогом эффективного развития отрасли физической культуры и спорта и формирования здорового образа жизни населения страны.