Обеспечение эффективности соревновательной деятельности высококвалифицированных единоборцев смешанного типа средствами психофизиологической поддержки

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор А.А. Горелов1, 5
Кандидат педагогических наук В.М.Воронов2
Доктор педагогических наук, профессор О.Г. Румба3, 5
Кандидат физико-математических наук, доцент А.К. Намазов4
1Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации (Калининградский филиал), Калининград
2Клуб им. Александра Невского, Старый Оскол
3Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
4Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург
5Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

Цель исследования – выявление уровня развития психофизиологических качеств у высококвалифицированных единоборцев смешанного стиля и определение их значимости в обеспечении успешности соревновательной деятельности.
Методика и организация исследования. К исследованиям привлекались спортсмены-единоборцы смешанного стиля, имеющие высокую спортивную квалификацию по ММА, армейскому рукопашному бою, боксу, самбо, дзюдо, а также высококвалифицированные, имеющие большой тренерский опыт работы в смешанных единоборствах. Для выявления ведущих психофизиологических качеств спортсменов-единоборцев смешанного стиля применялся метод сравнения полярных групп. Показатели, характеризующие уровень развития психофизиологических качеств исследуемых спортсменов, определялись с помощью прибора «КПФК-99 Психомат».
Результаты исследования и выводы. Результаты исследования психофизиологической сферы высококвалифицированных единоборцев смешанного стиля показали, что уровень большинства психофизиологических качеств не только значительно превышает нормы обычного человека, но и по многим параметрам превышает средние значения у представителей других видов спорта. Об этом свидетельствуют усредненные данные ССР, ДК, СУ, способности быстро переключать и распределять внимание в условиях интенсивной двигательной деятельности, способности быстро изменять структуру двигательных актов в условиях интенсивной двигательной деятельности, весь спектр параметров теста Люшера у единоборцев смешанного стиля, имеющих наивысшую спортивную квалификацию (ЗМС и МСМК). Они достоверно выше, чем у спортсменов, достигших уровня МС И КМС в смешанных единоборствах.

Ключевые слова: смешанные единоборства, спортсмены-единоборцы смешанного стиля, психофизиологические качества, метод сравнения полярных групп.

Литература

  1. Балюк В.Г. Взаимосвязь и значимость основных нейродинамических характеристик спортсменов различной специализации и квалификации: дис. … канд. биол. наук / В.Г. Балюк. – Архангельск, 2009. – 159 с.
  2. Воронов В.М. Смешанные единоборства: прогнозирование и отбор: монография / В.М. Воронов, А.А. Горелов. – Белгород, Старый Оскол, 2018. – 149 с.
  3. Горелов А.А. Тест Люшера как метод оценки психоэмоционального состояния студенток, относящихся к разным медицинским группам / А.А. Горелов, Е.Н. Копейкина, О.Г. Румба // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 4. – С. 35-37.
  4. Ежов С.Н. Особенности психомоторных реакций и межполушарных отношений мозга на этапах временной адаптации / С.Н. Ежов, С.Г. Кривощеков // Физиология человека. – 2004. – Т. 30. – № 2. – С. 53-57.
  5. Марищук В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб. пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. – М.: Просвещение, 2005. – 349 с.
  6. Пискун О.Е. Повышение эффективности учебного процесса в вузе на основе метода биологической обратной связи / О.Е Пискун, М.Ю. Абабкова, В.Л. Леонтьева // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 10. – С. 45-47.
  7. Пискун О.Е. Методика объективной оценки текущего психологического состояния и свойств личности для определения уровня адаптации иностранных студентов / О.Е. Пискун, Н.Н. Петрова, Б.С. Фролов, И.Л. Бондарчук // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 6. – С. 15-17.