Эффект синергетического применения электромиостимуляции и «ударного» метода в тренировке девушек 15-17 лет

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент И.Н. Мироненко1
Аспирант Л.Х. Махмуд1
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Цель исследования – изучение эффекта синергетического применения в тренировке электромиостимуляции (ЭМС) с «ударным» методом тренировки (УМТ) по Ю.В. Верхошанскому у девушек прыгуний в длину на этапе начальной специализации (15-17 лет).
Методика и организация исследования. Был проведен перекрестный вариант проверки эффективности этих методов тренировки в педагогическом эксперименте. Контингент исследуемых: две равноценные (р≤0,01) по уровню подготовленности группы девушек 15-17 лет по 10 человек в каждой.
Результаты исследования и выводы. По итогам двух этапов на двух группах испытуемых был получен прирост обобщенного показателя эффективности у группы ЭМС тренировки на 9,1%, а у группы ЭМС плюс «ударный» метод плиотренировки – на 11,8%. Общий прирост показателей скоростно-силовой подготовленности испытуемых двух групп составил 12,1±2,0%. Двухэтапный педагогический эксперимент показал преимущество синергетического воздействия факторов – увеличения силы мышц в результате ЭМС и совершенствования механизма накопления энергии упругой деформации мышц, полученного при использовании «ударного» метода тренировки с плиометрическими упражнениями, что превосходит простую сумму действий каждого из факторов.

Ключевые слова: электромиостимуляция, «ударный» метод, спрыгивания, тренировка, плиометрия, синергия, скоростно-силовая подготовленность.

Литература

  1. Белов Е.С. Электростимуляционная тренировка мышечного аппарата гимнастов высших разрядов: автореф. дис. … канд. пед. наук. 13.00.04 / Е.С. Белов // Гос. центр. ин-т физ. культуры. – М.: ГЦОЛИФК, 1974. – 25 с.
  2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. – [4-е изд.]. – М.: Советский спорт, 2020. – 216 с.
  3. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1966. – 200 с.
  4. Зеличенок В.Б. Методические рекомендации по совершенствованию многолетней подготовки спортивного резерва в легкой атлетике / В.Б. Зеличенок, В.П. Черкашин, И.Н. Мироненко и др. – М.: 2016. – 543 с. – режим доступа: http://rusathletics.info/coaches-2 (Дата обращения 15.01.2020).
  5. Коц Я.М. Электростимуляция. Тренировка и восстановление мышечного аппарата, лечение травм у спортсменов: метод. разработ. по применению аппарата «Стимул-1» / Я.М. Коц. – М.: ГЦОЛИФК, 1980. – 29 с.
  6. Медведев В.Г. Биомеханизмы отталкивания от опоры в прыжковых упражнениях / В.Г. Медведев / Теория и практика физ. культуры, 2013. – № 5. – С. 82.
  7. Мироненко И.Н. Прыжок в длину. / И.Н. Мироненко, Н.Г. Озолин, Лалиашвили. // «Легкая атлетика»: учеб. для ин-тов физ. культуры: доп. Гос. ком. СССР по ФКиС / под общ. ред.: Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. – Стер. изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Альянс, 2017. – С. 456-485.
  8. Мироненко И.Н. Сальтология: Основы прыжковых локомоций. / И.Н. Мироненко. – Воронеж: Научная книга, 2019. – 222 с.
  9. Николаев А.А. Электростимуляция в спорте: учеб. пособ. для преподавателей и студентов высших учебных заведений физической культуры / А.А. Николаев. – Смоленск: СГИФК, 1999. – 74 с.
  10. Оганджанов А.Л. Научно-методические аспекты подготовки высо­коквалифицированных легкоатлетов-прыгунов: монография / А.Л. Оганджанов, И.Н. Мироненко, А.П. Назаров и др. – М.: ВФЛА, 2018. – 196 с.
  11. Шалманов Ал.А. Взаимодействие с опорой в прыжках как предмет обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ал.А. Шалманов. – М.: ГЦОЛИФК, 1989. – 22 с.
  12. Янкаускас Й.М. Моторика растущего женского организма / Й.М. Янкаускас, Э.М. Логвинов. – Вильнюс: Мокслас, 1984. – 152 с.