Применение национальных подвижных игр и традиционных состязаний коренных народов Якутии на уроках по физической культуре

ˑ: 

Кандидат педагогических наук О.А. Максимова1
И.И. Друзьянов1
С.В. Семенов1
1Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск

Цель исследования – разработка и апробация уроков физической культуры с использованием национальных подвижных игр и традиционных состязаний коренных народов Якутии.
Методика и организация исследования. Эксперимент был проведен среди учащихся начальной школы. Всего 48 детей 9–10 лет. Первая группа – экспериментальная (n=24), вторая группа – контрольная (n=24), в каждой группе по 12 мальчиков и 12 девочек. Уровень физической подготовленности учащихся определяли согласно республиканского физкультурного комплекса нормативов «Эрэл» (авторы Захаров С. И., Варламова М. И.). В занятия по физической культуре экспериментальной группы были включены национальные подвижные игры, традиционные физические упражнения и состязания: для развития гибкости – «тутумэргиир», «көтөхынаҕытуруоруу», «хайаххостооhуна», «халбасхараатымиинии»; для развития силы – «кэтэхтардыhыыта», «бурҕалдьылааhыы», чохчоохой», «атсүүрдүүтэ»; для развития ловкости – «хороҥотуүрдүнэныстаныы», «атахтэпсиитэ», «кириэстэбии», «абааhы ороҕунанайаннааhын»; для развития выносливости – «кэтэхтардыhыыта», «дьулурҕаоҕус», «бэгэччэхтэhии».
Результаты исследования и выводы. Проведенное исследование выявило положительную динамику развития физических качеств у детей, следовательно, использование национальных подвижных игр, физических упражнений и традиционных видов состязаний благоприятно влияет на развитие физических качеств учащихся начальной школы, при этом наибольший прирост был отмечен при развитии гибкости. Следует подчеркнуть, что внедрение национального компонента в уроки по физической культуре способствует также появлению понимающего, уважительного отношения к культуре, традициям и жизненному укладу местного населения.

Ключевые слова: национальные подвижные игры, традиционные состязания, физическая подготовленность, физические качества.

Литература

  1. Захаров А. А. Национальные виды спорта как форма традиционной культуры народа/А. А. Захаров//Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 6. – С. 9.
  2. Максимова О. А. Построение учебной программы по физическому воспитанию сельских школьников на основе традиционных подвижных игр и состязаний эвенкийского народа/О. А. Максимова, Д. Д. Даини, С. В. Евсеева//Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 7. – С. 43–45.
  3. Максимова О. А. Проектирование программы физического воспитания учащихся эвенкийских школ / О. А. Максимова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 10 (188). – С. 230–233. – DOI 10.34835/issn.2308–1961.2020.10. p.230–233.
  4. Перова Е. И. Организационные аспекты и механизм реализации физкультурно-спортивного комплекса в системе образования Республики Саха (Якутия) / Е. И. Перова, Р. И. Платонова, С. И. Колодезникова и др. // Вестник спортивной науки. – 2015. – № 1. – С. 41–47.