Готовность выпускников среднего профессионального образования, обучающихся по специальности «Физическая культура», к организации воспитательной работы в системе дополнительного образования

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент С.В. Ерегина1
Кандидат педагогических наук К.Н. Тарасенко2
1Центр междисциплинарных исследований Сахалинского государственного университета, Южно-Сахалинск
2Московский государственный университет спорта и туризма, Москва

Цель исследования – определить готовность выпускников среднего профессионального образования к организации воспитательной работы с учащимися в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
Методика и организация исследования. Эксперимент проведен на базе Московского государственного университета спорта и туризма г. Москвы, в отделении среднего профессионального образования (СПО) (май 2021 г.). Всего в исследовании приняли участие 160 студентов 4‑го курса – выпускников 2021 г., обучающихся по специальности «Физическая культура», квалификация «Педагог по физической культуре и спорту». Среди опрошенных студентов девушки составили 38 %, юноши – 62 %. В контексте изучения готовности к проведению воспитательной работы выпускниками СПО использована методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича, проводился анализ содержания Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 5 мая 2018 г. (далее Профстандарт).
Результаты исследования и выводы. Анализ результатов исследования показал, что для организации воспитательной работы специалист должен владеть не только знаниями педагогики и психологии, но и конкретными воспитательными технологиями (раздел «умения» Профстандарта). Изучение ценностных ориентаций студентов 4‑го курса выявило их преимущественно семейно-бытовую направленность. Для успешной организации воспитательной работы с учащимися специалисту необходимо транслировать ценности, определяющие гуманистическую направленность личности (терпимость к мнениям других, широта взглядов, независимость суждений и оценок, творческая деятельность).

Ключевые слова: воспитание, знания, умения, ценности, образование.

Литература

  1. Антонова М. В. Профессионально-педагогическое самосознание студентов факультета физической культуры в структуре ценностных ориентаций/М. В. Антонова, В. В. Акамов, Е. Е. Афонина//Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 12. – С. 13–15.
  2. Бакулин С. В. Практико-ориентированная подготовка будущих педагогов к внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности/С. В. Бакулин, Т. И. Шукшина и др.//Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 6. – С. 5–8.
  3. Быстрицкая Е. В. Введение в педагогическую деятельность в сфере физической культуры/Е. В. Быстрицкая. – Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2011. – 171 с.
  4. Романова И. В. Особенности формирования готовности к воспитательной работе у учителей физической культуры / И. В. Романова // Физическая культура. – 2019. – № 2. – С. 16–17.