Прогнозирование влияния мегаспортивного мероприятия на развитие региона
ˑ:
Известно, что крупные спортивные мероприятия оказывают серьезное влияние на развитие региона: изменяются экономика и инфраструктура, уровень обеспечения трудовыми ресурсами, появляется инвестиционная привлекательность.
Тем не менее, как показывает практика, после проведения соревнований позитивные ожидания от использования спортивного наследия не всегда бывают оправданы. Поэтому уже на этапе формирования заявки управленческие структуры региона должны спрогнозировать основные векторы развития, чтобы мощные финансовые влияния не обернулись потерями, а действительно открыли новые возможности для получения максимального и долгосрочного социально-экономического эффекта.
Прогнозируя финансовые риски мегасобытия, следует предполагать высокую вероятность перерасхода средств. По опыту проведения мегаспортивных событий, таких как чемпионаты мира по футболу, олимпийские игры, среднее превышение бюджета достигает до 30 % от запланированных объемов.
Немаловажно заранее понимать, что мегаспортивное событие создает ситуации, которые выходят за рамки обычных правовых процедур. Для выполнения требований таких организаций, как МОК или FIFA, потребуется изменение правового поля не только региона, но и всего государства: налоговые льготы, меры безопасности, изъятие территорий для строительства объектов – это только малая часть правовых проблем, которые необходимо решить для успешного проведения мегаспортивного события.
Очень важно оценить социальный интерес к мегаспортивному событию, поскольку оно затрагивает жизнь горожан. Градостроительство спортивной инфраструктуры надолго изменит облик города, отлаженный годами ритм жизни. Общественность города должна привлекаться к обсуждению этих вопросов и находить оптимальные пути решения.
Переселение граждан – особая проблема, которая должна приниматься во внимание и прогнозироваться до принятия решения о проведении мегаспортивного события. Переселение – сопутствующий, но часто болезненный для жителей фактор организации спортивного мегапроекта. Как правило, переселение осуществляется в принудительном порядке, предоставляя жителям денежную компенсацию. В то же время организаторам надо помнить, что, по всей вероятности, другие долгосрочные проекты городского и регионального развития придется отложить, поскольку приоритеты строительства будут перенаправлены на спортивные объекты.
Одним из факторов успешного экономического прогнозирования мегаспортивного события является планирование будущих продаж в сфере регионального предпринимательства, как во время соревнований, так и после них. Многие компании рассматривают спортивные мегапроекты как удачное вложение инвестиций и продвижение собственного бренда.
При прогнозировании эффективности мегаспортивных мероприятий следует учитывать, что МОК и FIFA обязывают принимающую сторону обеспечить достаточную мощность инфраструктуры – пропускную способность общественного транспорта, аэропорта, номерной фонд гостиниц. Это обусловлено тем, что во время проведения соревнований создается дополнительная нагрузка на транспортную и социальную инфраструктуру за счет большого потока участников соревнований и болельщиков. Для того, чтобы инфраструктура, построенная к мегасобытиям, не стала убыточной, необходимо заранее разработать бизнес-план по ее загрузке.
Организаторам стоит принимать во внимание, что движущим фактором для развития принимающего региона является интерес политических элит, который может привести к конфликтным ситуациям между управленческими структурами регионального, федерального и международного уровней в плане принятия управленческих решений.
Таким образом, прогнозирование влияния спортивных мегасобытий на развитие городов с учетом рассмотренных факторов позволит в будущем успешно проводить такие мероприятия и умело управлять их спортивным наследием.
На комплексный подход к проведению мегаспортивных мероприятий обращено внимание группой авторов первой статьи «Перспективы» под руководством д. п.н. Л. А. Рапопорта (Екатеринбург), в которой отмечено, что достижение синергетического эффекта от усилий всех заинтересованных участников и привлечение крупных инвестиций возможны только на основе разработки долгосрочного плана развития принимающего региона. Долгосрочное прогнозирование снижает неопределенность и связанные с ней риски, рассчитывается будущая доходность инвестиций, повышающая привлекательность спортивного проекта. На примере Свердловской области авторы раскрывают управленческий механизм подготовки к проведению XXXII Всемирной летней Универсиады 2023 года в городе Екатеринбурге, включающий в себя работы по строительству новых и возведению временных спортивных сооружений, решению технических вопросов для организации масштабных телевизионных трансляций, организации судейства соревнований, сервисного обслуживания спортивных делегаций, транспортной логистики и волонтерского сопровождения крупных мероприятий, что, в конечном счете, по мнению авторов, будет способствовать развитию региона в социальном, экономическом, политико-коммуникативном, инфраструктурном и экологическом аспектах.