Всероссийский мониторинг как инструмент объективной оценки физической подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Н.И. Синявский1
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Фурсов1
Кандидат педагогических наук, доцент С.М. Обухов2
1Сургутский государственный педагогический университет, Сургут
2Сургутский государственный университет, Сургут

Цель исследования – обосновать мониторинг как инструмент оценки физической подготовленности обучающихся для принятия управленческих решений по преподаванию предмета «Физическая культура в школе».
Методика и организация исследования. Всего в исследовании приняло участие 50 211 обучающихся 1-11-х классов образовательных организаций г. Сургута. Из них 44 572 обучающихся, которые отнесены к основной медицинской группе, что составляет 88,8%. Количество сдавших тесты (от общей численности обучающихся с основной группой здоровья) составляет 44 341 человек, или 99,5%. Интегральная оценка уровня физической подготовленности обучающихся осуществлялась по сумме баллов, набранных в отдельных видах тестов. В качестве тестов использовались упражнения, содержание которых характеризует показатели двигательных способностей обучающихся: скоростных, координационных, скоростно-силовых, силовых, а также выносливости и гибкости.
Результаты исследования и выводы. Результаты проведенного исследования показали, что большинство обучающихся 23 943 (54,0%) имеют средний уровень физической подготовленности, 15 492 обучающихся (34,9%) смогли выполнить тестовые упражнения на высокий уровень, однако у 4906 обучавшихся отмечается низкий уровень физической подготовленности, что соответствует 11,1%. Полученные данные мониторинга позволяют объективно оценить физическую подготовленность обучающихся в общеобразовательных организациях.

Ключевые слова: физическая подготовленность, обучающиеся, 1-11-е классы, тесты, баллы.

Литература

  1. Аршинник С.П. Особенности планирования и реализации программы подготовки к испытаниям комплекса «Готов к труду и обороне» с учетом приоритетов школьников России (на примере подростков 13-15 лет) / С.П. Аршинник, В.В. Лысенко, Е.Г. Костенко и др. // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. – № 3. – С. 21.
  2. Зюрин Э.А. Управление школьного физкультурно-спортивного клуба / Э.А. Зюрин, В.А. Куренцов, М.Р. Сяфуков // Вестник спортивной науки. – 2017. – № 3. – С. 45-49.
  3. Лигута В.Ф., Физическая подготовленность и темпы прироста физических качеств школьников северных районов Хабаровского края / В.Ф. Лигута, А.В. Лигута // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 6 (160). – С. 101-105.
  4. Лутковская О.Ю. Динамика физической подготовленности детей среднего и старшего школьного возраста // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2017. – Т. 2. – № 2. – С. 44-49.
  5. Синявский Н.И. Мониторинг готовности подростков к выполнению нормативов комплекса ГТО / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов, В.Ю. Лосев // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 11. – С. 98-100.