Оптимизация тренировочного процесса квалифицированных спортсменов-ориентировщиков на основе инновационных средств спортивной подготовки

Фотографии: 

ˑ: 

Д.Н. Немытов
Аспирант
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск
 
Ключевые слова: спортивное ориентирование бегом, спортивная подготовка, спринтерская дистанция, компьютерная технология, студенческая молодёжь, тренировочный процесс.
 
Введение. Спортивное ориентирование бегом является одним из популярных видов спорта среди школьников и студенческой молодёжи, а элементы ориентирования на местности входят в учебные программы по физической культуре всей системы образования. В частности, в Ульяновской области более 2 тысяч старшеклассников и студентов посещают спортивные секции по спортивному ориентированию, выступают на соревнованиях и выполняют спортивные разряды.
Международной федерацией спортивного ориентирования в 2000 г. была принята Конвенция, в которой говорится, что спортивное ориентирование необходимо выводить на новый, современный, уровень и разрабатывать новые форматы соревнований, привлекательные для самих спортсменов, СМИ и зрителей с последующим включением данного вида спорта в программу Олимпийских игр [4].
 
В настоящее время на мировом и европейском уровнях введены новые форматы соревнований по спортивному ориентированию бегом, в частности спринтерские дистанции, и в России выявилась проблема подготовки квалифицированных спортсменов в дисциплине «Спринт» [5].
Недостаточное освещение данных противоречий в научно-методической литературе по направлениям спортивной подготовки квалифицированных спортсменов‑ориентировщиков, специализирующихся на «спринте», является серьёзным пробелом современного тренировочного процесса, тем более что методика подготовки ориентировщиков бегом на классические дистанции существенно отличается от спортивной подготовки на спринтерские дистанции.
 
Литература
  1. Воронов Ю.С. Педагогическая технология управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков: дис. … докт. пед. наук / Ю.С. Воронов. – Смоленск: СГАФКСТ, 2009. – 488 с.
  2. Елизаров В.Л. Специфические особенности спортсменов-ориентировщиков / В.Л. Елизаров // Проблемы современного развития спортивного ориентирования: матер. Всерос. науч.-практ. конф. – М.: ФЦДЮТиК, 2007. – С. 20-23.
  3. Казанцев С.А. Интегральная подготовка спортсменов-ориентировщиков: дис. … канд. пед. наук / С.А. Казанцев – СПб.: СПБГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005. – 145 с.
  4. Константинов Ю.С. 10 лет мировому спринту / Ю.С. Константинов // Азимут. – 2012. – № 1. – С. 9-11.
  5. Немытов Д.Н. Содержание и параметры современной спортивной подготовки квалифицированных ориентировщиков-спринтеров / Д.Н. Немытов // Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – СПб: ООО «Золотое сечение». – 2013. – С. 268-273.
  6. Рыженкова Н.В. Инновационная методика этапного контроля физической и интеллектуальной подготовленности спортсменов-ориентировщиков различной квалификации в годичном цикле подготовки: дис. … канд. пед. наук / Н.В. Рыженкова. – Смоленск: СГАФКСТ, 2007. – 174 с.
  7. Спортивное ориентирование: Программы для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и для объединений дополнительного образования / под ред. докт. пед. наук Ю.С. Константинова; Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения; Федерация спортивного ориентирования России. – М.: Советский спорт, 2005. – 216 с. 
  8. Ширинян А.А. Современная подготовка спортсмена-ориентировщика: учебно-метод. пособие. – 2-е изд., испр. / А.А. Ширинян, А.В. Иванов. – М.: Советский спорт, 2010. – 112 с.
 
Информация для связи с автором:  nemytoff@gmail.com
 
Поступила в редакцию 14.01.2014 г.