Базовая модель техники прохождения поворотов в мотоциклетном спорте

Фотографии: 

ˑ: 

Заслуженный деятель науки РФ, заслуженный тренер РФ, д.п.н., профессор
Э.С. Цыганков
Заслуженный тренер РСФСР, доцент Г.И. Шулик
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Ключевые слова: категории поворотов, способы прохождения поворотов, положения гонщиков, система «гон­щик–мо­то­цикл, дорога».

Актуальность. Формирование педагогической модели обучения и тренировки требует детализации управляющих действий водителя. Особая сложность представленной технологии прохождения поворотов заключается в обобщении опыта в разнохарактерных элементах дисциплин мотоциклетного спорта.

Состояние вопроса. Прохождение поворотов (см. схему, позиция 1) следует рассматривать как наиболее сложный элемент технического мастерства. Положение гонщика на мотоцикле определяется спецификой дисциплины, конструкцией мотоцикла, характером дорожного покрытия (асфальт, щебень, грунт, снег, лёд). В большинстве дисциплин основным положением на мотоцикле является посадка в седле (2). В некоторых дисциплинах (мотокросс, спидвей, эндуро, стантрайдинг) используется поза «стоя на подножках» (3). Следует выделить такие способы прохождения поворотов:«со сносом» (4), «вкатыванием» (5), «с заносом» (6). Категории поворотов различаются по крутизне (7), по скорости – на «скоростные» (8) и «медленные» (9), по ширине – на «широкие» (10), «узкие» (11), а также по радиусу – на «обратные» (12) и «острые» (13).

Категории поворотов делятся по сложности (14) на простые – «с постоянным радиусом» (15) и «с переменным радиусом» (16), на сочленённые – «длинные» (17) и «S-образные» (18), на усложнённые – «сужающие» (19), «с переломом» (20), «со сменой коэффициента сцепления» (21), «на трамплине» (22). Категории поворотов подразделяются «по степени опасности» (23): на требующие внимания – «с неполным обзором» (24), «с закрытым обзором» (25); на опасные – «с прыжком в «мёртвую зону» (26), «при потере устойчивости» (27), «при потере управляемости» (28); на очень опасные – «падение на максимальной скорости» (29), «угроза наезда на человека» (30), «угроза удара мотоциклом» (31).
 

Литература

  1. Семикс Гэрри, Бэйлз Донни. Профессиональные приемы вождения кроссового мотоцикла и эндуро / Гэрри Семикс, Донни Бэйлз, США, 2008.
  2. Трофимец Ю.И. Мотокросс (обучение и тренировка) / Ю.И. Трофимец. – М.: ДОСААФ, 1990.
  3. Цыганков Э.С. Высшая школа водительского мастерства: учебник для вузов / Э.С. Цыганков. – М.: Академкнига, 2007.
  4. Шулик Г.И. Классификация дисциплин мотоциклетного спорта: метод. пособие / Г.И. Шулик. – М.: НРМФ, 2013. – 95 с.

Информация для связи с автором: тел. +7-495-7982487

Поступила в редакцию 18.12.2013 г.