Концепция спортизации: культурологический вектор развития

ˑ: 

Модернизация физического воспитания образовательных учреждений на основе концепции спортизации показала широкий спектр возможностей в привлечении обучающихся к спортивной деятельности, в формировании условий для их успешной социализации, а также высокую степень стимулирования к развитию морально-психологических и физических качеств. Инновационная сущность идеи спортизации заключается, прежде всего, в совершенствовании педагогического процесса, направленного на освоение ценностей спортивной культуры с учетом личностных мотивов обучающихся и свободы выбора спортивной специализации.
Социальная необходимость развития спорта в образовательной среде определяется потребностями общества иметь эффективное средство воспитания психофизических способностей человека. Спорт является логическим завершением системы физического воспитания, поскольку он открывает человеку горизонт его предельных психофизических возможностей и способности их совершенствования. Спорт – одна из наиболее эффективных и привлекательных для детей и молодежи форм организации занятий физической активностью и занимает большое место в их образе и стиле жизни. Для молодежи значима эмоциональная сторона спортивной деятельности, которая проявляется в переживании чувства удовлетворенности от осязаемого положительного эффекта тренировки, будь то победа на соревнованиях или даже небольшая победа над собой.
В то же время спорт может оказывать позитивное влияние на человека и не вызывать деформации только в том случае, если целенаправленно формировать его спортивную культуру, которая понимается как интегративное личностное образование, включающее систему средств, способов и результатов физкультурно-спортивной деятельности, направленное на восприятие, воспроизведение, создание и распространение ее ценностей и наукоемких технологий. Спортивная культура личности формируется в процессе интериоризации личностью культурно-образовательного потенциала, ценностей и спортивных технологий, а также в результате накопления опыта физкультурно-спортивной деятельности и наполнения ее личностным смыслом.
Выделение компонентов, входящих в состав личностной спортивной культуры, следует осуществлять на основе социальной структуры личности, которая включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, формирующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности. Изучение социальной структуры личности послужило основой для выделения основных компонентов спортивной культуры личности: когнитивного, рефлексивно-деятельностного, социально-коммуникативного, эмоционально-волевого и аксиологического.
Когнитивный компонент спортивной культуры – это совокупность физкультурно-спортивных ценностей в виде знаний, убеждений, умений, которые предполагают овладение и передачу накопленных систематизированных знаний в области спорта, физической культуры, олимпийского образования и являются основой формирования ценностного отношения к спорту. Эта совокупность усвоенных физкультурно-спортивных знаний, общечеловеческих ценностей, норм, идеалов, традиций является неким информационным, образовательным результатом познавательного процесса, отраженным в спортивной культуре личности.
Рефлексивно-деятельностный компонент спортивной культуры личности предполагает наличие рефлексивного отношения к ценностям спорта и физической культуры, физкультурно-спортивной деятельности, себе как субъекту этой деятельности. Данный компонент спортивной культуры личности предполагает способность мыслить, обдумывать различные варианты осуществления двигательных действий, осознанно относиться к физкультурно-спортивной деятельности, интерпретировать различные аспекты знания о влиянии физкультурно-спортивной деятельности на физическое и психическое состояние человека (физическое развитие, подготовленность, состояние здоровья, познавательную деятельность). Рефлексивно-деятельностный компонент спортивной культуры личности раскрывает механизм ее развития как деятельностный, творческий процесс.
Социально-коммуникативный компонент. Люди, вовлеченные в совместную деятельность, не только воспроизводят отраженное собственным сознанием миропонимание, но и создают его. Сформированность данного компонента спортивной культуры личности подразумевает коммуникативную толерантность, то есть умение понимать и принимать различие интересов, потребностей и ценностей других людей в области спорта и физической культуры, отказываться от монополии на знание истины, умение продуктивно разрешать внутренние и внешние конфликты.
Эмоционально-волевой компонент спортивной культуры личности включает в себя способность к преодолению трудностей и препятствий в процессе физкультурно-спортивной деятельности на основе саморегуляции. Развитие эмоционально-волевого компонента спортивной культуры способствует снятию неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию эмоционально-волевой устойчивости личности, необходимый уровень которой достигается во взаимодействии непроизвольной регуляции психофизиологического состояния, произвольной саморегуляции психического состояния и форме целенаправленной активности. Сочетание этих трех механизмов саморегуляции обеспечивает оптимальный уровень эмоционально-волевой устойчивости, адаптацию к экстремальным условиям и выполнение творческих задач.
Аксиологический компонент спортивной культуры личности представляет собой совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, познаний в области спорта, физической культуры, взаимоотношений с окружающими в процессе физкультурно-спортивной деятельности и т. д. Ценность в спорте, в отличие от нормы, норматива, предполагает выбор спортсменом собственного нравственного поступка. Аксиологический компонент связан с ценностями, мировоззрением, нравственностью, социальными стандартами поведения человека в процессе реализации физкультурно-спортивной деятельности.
Осмысление понятия спортивной культуры позволяет сделать вывод о том, что духовное, ценностное становление личности является основополагающим для функционирования всех ее компонентов. Аксиологический компонент, являющийся нормативным ядром личности, служит системообразующим элементом в спортивной культуре и определяет специфику проявления остальных составляющих ее структуры. В то же время развитие компонентов спортивной культуры укрепляет нравственный ценностный стержень личности и в непрерывном процессе их взаимовлияния обеспечивает ее становление.
Предложенный культурологический дискурс концепции спортизации расширяет возможности спорта для воспитания и социализации подрастающего поколения.
 
Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры РФ, д.п.н., профессор Л.И. Лубышева