Влияние характера и содержания учебных занятий на физическую и умственную работоспособность курсантов

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Третьяков1, 2
Доктор педагогических наук, профессор И.Ф. Исаев1
Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Кадуцкая1, 2
Кандидат педагогических наук, доцент Е.С. Николаева1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород
2Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина, Белгород

Цель исследования – провести анализ влияния учебных занятий с различным содержанием на динамику двигательной активности и нервно-эмоциональное напряжение у курсантов на протяжении недели.
Методика и организация исследования. Научный эксперимент проводился с курсантами 4-го курса Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина (БелЮИ МВД РФ им. И.Д. Путилина). В общей сложности в исследовании приняло участие 50 курсантов (30 юношей и 20 девушек). Тестирование проводилось с помощью «Биомыши» (КПФ-01b/c) для оценки изменения показателей высших психических функций центральной нервной системы. Также измерялись двигательная активность и кожно-гальваническая реакция.
Результаты исследования и выводы. Проследив динамику двигательной активности и изменения психофизических показателей, можно сказать, что значительное влияние на физическую и умственную работоспособность обучающихся оказывает характер и содержание учебных занятий. При грамотной организации образовательной деятельности обучающихся учебный процесс должен приносить пользу и удовольствие. Образовательная деятельность должна сопровождаться напряженными ситуациями для развития будущих специалистов. Данные ситуации не должны превышать определенного порога, во избежание формирования патологических процессов.

Ключевые слова: двигательная активность, курсанты, нервно-эмоциональное напряжение, физическая культура, учебный процесс.

Литература

  1. Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы / Г.Г. Аракелов // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. – 1995. – № 4. – С. 45-54.
  2. Бачурина Ю.В. Двигательная активность как один из способов сохранения здоровья студенческой молодежи / Ю.В. Бачурина, А.Г. Тихая // Педагогические и социологические аспекты образования: матер. Международной науч.-практ. конференции. – 2018. – С. 247-249.
  3. Маслянюк В.И. Исследование функциональных показателей курсантов в условиях нервно-эмоционального напряжения / В.И. Маслянюк, А.А. Воробьев, И.М. Алекперов // Известия Российской Военно-медицинской академии, 2020. – Т. 2. – № 1. – С. 111-112.
  4. Панченко Г.А. Психофизические особенности интеллектуальной деятельности студентов в период зачетно-экзаменационной сессии / Г.А. Панченко, А.М. Куашев, А.А. Татарканов // Теория и практика современной науки. – 2017. – № 4 (22). – С. 674-678.
  5. Судаков К.В. Стресс как экологическая проблема научно-технического прогресса / К.В. Судаков // Физиология человека. – 1996. – Т. 22. – № 4. – С. 73-78.