Особенности нормативно-правового сопровождения профессионального развития молодого учителя физической культуры: на материалах Приднестровской Молдавской республики

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Ирхин1
Аспирант М.Г. Тымчек2
Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Амурская1
П.П. Кондратенко1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород
2Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, Тирасполь

Цель исследования – выявление эффективности системы нормативно-правового сопровождения профессионального развития молодого учителя физической культуры в республиканском образовательном пространстве.
Методика и организация исследования. Работа проведена в 2017–2021 гг.
на базе организаций общего образования, дополнительного образования спортивной направленности, спортивных школ Приднестровской Молдавской Республики. В исследовании участвовало 67 учителей физической культуры, 192 молодых тренера-преподавателя организаций дополнительного образования спортивной направленности и спортивных школ.
Результаты исследования и выводы. Установлено, что сформированность системы нормативно-правового сопровождения профессионального развития молодого учителя физической культуры и тренера-преподавателя позитивно влияет на развитие умений проводить учебные занятия и результаты педагогической деятельности, профессиональные ценности и мотивацию к развитию, удовлетворенность профессией, способность критически оценивать профессиональную деятельность. Показано, что профессиональное развитие молодого педагога более успешно, если созданы и выполняются организационные и методические условия, предполагающие вертикальное и горизонтальное взаимодействие между органами управления образованием и спортом и молодыми педагогами по разработке нормативных правовых актов концептуально-прогностического, административно-управленческого, профессионально-педагогического характера, обновлена и конкретизирована методическая база на республиканском, муниципальном и институциональном уровнях управления образованием и спортом; созданы с помощью правовых актов стимулирующие условия для повышения мотивации молодых педагогов к профессиональному развитию. Полученные в ходе исследования данные позволили подтвердить предположение о том, что нормативно-правовое сопровождение является способом для положительных качественных изменений профессиональных знаний и умений, рефлексивных способностей, мотивационно-ценностной сферы молодого педагога в процессе его адаптации к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: молодой учитель физической культуры, республиканская система образования, профессиональное развитие, нормативно-правовое сопровождение.

Литература

  1. Давлятшина О.В. Научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития молодого педагога образовательной организации: дис. … канд. пед. наук / О.В. Давлятшина. – Киров, 2017. – 274 с.
  2. Ирхин В.Н. Опыт нормативно-правового сопровождения профессионального развития молодых учителей в республиканской системе образования (на примере Приднестровской Молдавской Республики) / В.Н. Ирхин, М.Г. Тымчек // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. – 2020. – Т. 39. – № 4. – С. 578-590.
  3. Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 12 декабря 2018 года № 460 «Об утверждении Стратегии развития Приднестровской Молдавской Республики на 2019-2026 годы».
  4. Харавинина Л.Н. Сопровождение личностно-профессионального развития молодого педагога: дис. … канд. пед. наук / Л.Н. Харавинина. – Ярославль, 2011. – 238с.