Формирование физических и нравственно-волевых качеств у юношей профильного вуза на основе занятий силовым фитнесом

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Л.С. Дворкин1
Доктор педагогических наук, профессор Н.И. Дворкина1
Кандидат педагогических наук, доцент О.С. Трофимова1
Магистрант П.В. Головко1
1Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ), Краснодар

Цель исследования – обоснование эффективности занятий силовым фитнесом в процессе воспитания физических и нравственно-волевых качеств у юношей вуза физической культуры.
Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте принимали участие юноши Кубанского государственного университета физической культуры спорта и туризма (КГУФКСТ) 1-2-го курсов кафедры физкультурно-оздоровительных технологий, составившие экспериментальную группу из 15 человек, и юноши кафедры адаптивной физической культуры – контрольная группа в таком же количестве. Обучающиеся экспериментальной группы в течение учебного года на практических занятиях (два раза в неделю по 90 минут) занимались в тренажерном зале с акцентом на применение методики силового фитнеса, а их сокурсники из контрольной группы – общей физической подготовкой. Для оценки уровня физической подготовленности юношей были использованы семь тестов, а для характеристики нравственно-волевых личностных качеств из 14 показателей по Rokeach M. на основании предварительного анкетирования были выделены шесть качеств. Также оценивался интегральный показатель формирования нравственно-волевых качеств (ИПНВК). Контрольно-педагогические испытания проводились два раза (в сентябре и мае 2018-2019 учебного года) на базе кафедры физкультурно-оздоровительных технологий КГУФКСТ.
Результаты исследования и выводы. Было установлено, что интегральный показатель физических качеств у юношей экспериментальной группы за учебный год увеличился до 131,7 и 115,1 % (р<0,001); интегральный показатель нравственно-волевых качеств – до 111,4 и 106,3 % (р<0,01). Из 30 коэффициентов корреляционных связей между семью тестами физических и шестью показателями нравственно-волевых качеств в 25 случаях была получена высокая степень достоверности коэффициентов корреляции.

Ключевые слова: юноши, физические и нравственно-волевые качества, коэффициенты корреляции, интегральные показатели.

Литература

  1. Ахметов С.М. Формирование личностной физической культуры и ее целевая направленность / С.М. Ахметов, Н.И. Дворкина // Физическая культура, спорт – наука и практика. – Краснодар. – 2012. – № 4. – С. 2-7.
  2. Дворкин Л.С. Влияние занятий атлетической гимнастикой на те-лосложение студентов 1-4 курса / Л.С. Дворкин, О.С. Трофимова // Культура физическая и здоровье. – 2016. – № 4 (59). – С. 65-68.
  3. Дворкин Л.С. Возрастные особенности развития силы у юных атлетов / Л.С. Дворкин // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. – 2000. – Т. 3. – С. 32-36.
  4. Дворкина Н.И. Фитнес как средство формирования здорового образа жизни студенческой молодежи / Н.И. Дворкина, О.С. Трофимова, П.В. Головко // Матер. V Международной науч.-практ. конференции «Спорт – дорога к миру между народами». – М., 2019. – С. 190-193.
  5. Трофимова О.С. Основные направления исследований в области физической и умственной деятельности человека / О.С. Трофимова, Н.И. Дворкина // Тезисы докладов XXXV науч. конф. студентов и молодых ученых вузов ЮФО. – Краснодар, 2008. – С. 137-138.
  6. Трофимова О.С. Основы современного фитнеса и атлетической гимнастики как оздоровительной системы двигательной деятельности человека / О.С. Трофимова, Л.С. Дворкин // Естественно-научные основы спортивно-оздоровительной деятельности человека. – Краснодар, 2017. – С. 9-64.
  7. Южакова Н.В. Использование фитнес-программ в практике физического воспитания студенток / Н.В. Южакова, Е.П. Удалова // Молодой ученый. – 2016. – № 3 (107). – С. 1037-1040.