Организация образовательной деятельности в сфере физической культуры и спорта в аспекте цифровизации высшего образования

ˑ: 

Доктор биологических наук, доцент С.В. Погодина1
Кандидат биологических наук, доцент В.С. Юферев1
Доцент А.А. Погодин1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Сухачев2
1Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь
2Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Цель исследования – разработка, применение и определение эффективности алгоритма организации дистанционного обучения в сфере физической культуры и спорта по основным образовательным программам высшего образования (ОПОП ВО) с использованием онлайн-курсов, платформ их администрирования и контроля.
Методика и организация исследования. Пилотное исследование проведено в три этапа. На первом этапе осуществлено программирование онлайн-курса «Физическая культура и спорт» (содержание программы пяти учебных модулей, объем программы – 12 ч в течение 6 недель), входящего в базовую часть ОПОП ВО направлений подготовки бакалавриата. Мероприятия предварительной организации первого этапа включали: подготовку сценариев онлайн-курса; видеосъемку лекций и учебных видеосюжетов; разработку контрольных тестов; размещение онлайн-курса и регистрацию обучающихся на российской образовательной платформе Stepik. На втором этапе осуществляли администрирование онлайн-курса на платформе электронного обучения Moodle. Организация второго этапа включала: регистрацию преподавателей и обучающихся на данной платформе; загрузку контента в структуру учебного курса. На третьем этапе в течение шести недель были предложены мероприятия непосредственной организации учебного процесса: онлайн-обучение; текущий контроль и оценивание успешности контрольного тестирования.
Результаты исследования и выводы. В процессе дистанционного онлайн-обучения определен высокий процент верности решения контрольных тестов (свыше 78%) и общего времени просмотров видеолекций (свыше 86%), видеосюжетов (свыше 62 %). Также зарегистрировано более 4000 запросов на просмотр электронных методических рекомендаций и более 6000 слушателей, успешно завершивших онлайн-курс в течение шести недель. Перспектива дальнейшего онлайн-обучения связана с дополнительным образованием и получением жизненно важных компетенций персонализированной поддержки достаточного уровня физических качеств и тренированности, трудоспособности и здоровья, эстетических параметров тела. С этой целью нами разработан базовый онлайн-курс «Фитнес для жизни и профессии», который размещен на российской образовательной платформе Stepik.

Ключевые слова: цифровизация высшего образования, дистанционные условия обучения, организация, физическая культура и спорт, онлайн-курсы.

Литература

  1. Банку Т.А. Влияние дистанционного обучения на физическое состояние студентов / Т.А. Банку, Е.П. Якимович, В.В. Коноплев и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2020. – № 5. – С. 40-42.
  2. Веселовская Ю.А. Интерактивные технологии в дистанционном обучении: исследование качества учебного процесса студентов факультета физической культуры и спорта / Ю.А. Веселовская, Н.В. Сидорова, Н.Г. Кузина и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 2. – С. 12-14.
  3. Никулина Т.В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т.В. Никулина, Е.Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 8. – С. 107-113.
  4. Покровская Т.Ю. Дистанционное обучение по дисциплине «физическая культура и спорт» в условиях самоизоляции / Т.Ю. Покровская, Р.А. Юсупов, Е.Б. Титова и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 11. – С. 65-67.
  5. Стариченко Б.Е. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания / Б.Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 3. – С. 49-58.