Формирование двигательных навыков у недоношенных детей первого года жизни

ˑ: 

М.В. Малышева1
Доктор биологических наук, профессор А.Н. Налобина2
Кандидат биологических наук, доцент И.Г. Таламова1
Кандидат биологических наук, доцент Ю.С. Сергеева3
1Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск
2Московский городской педагогический университет, Москва
3Российский университет дружбы народов, Москва

Цель исследования – обосновать стратегию подбора физических упражнений на занятиях с недоношенными детьми на протяжении первого года жизни с учетом состояния их двигательного развития.
Методика и организация исследования. Для проведения исследования была сформирована группа из 30 недоношенных детей первого года жизни. Для оценки физического развития были проведены антропометрические измерения с определением длины и массы тела, окружности грудной клетки, окружности головы. Анализ двигательного развития ребенка осуществлялся по показателям статической и динамической характеристики крупной моторики. Мелкие мануальные движения оценивались количественно и качественно. Оценка сенсорных функций проводилась по трем направлениям: состояние зрительной сенсорной системы; состояние слуховой сенсорной системы; состояние вестибулярного аппарата. Неврологическое обследование проводилось совместно с врачом-неврологом и предполагало оценку тонуса мышц и безусловно-рефлекторной деятельности ребенка.
Результаты исследования и выводы. Все многообразие физических упражнений, используемых на занятиях с детьми первого года жизни, было сгруппировано по преимущественному воздействию на определенные части двигательной системы. Внутри каждой группы обосновано деление упражнений на корригирующие (тонус мышц и безусловно-рефлекторную деятельность) и развивающие (крупную и мелкую моторику, сенсорные функции). Составление комплексов физических упражнений для недоношенных детей первого года жизни базируется на первоначальной оценке их сенсомоторного развития. Баланс упражнений из каждой группы смещается в сторону наиболее отстающей двигательной функции. При этом необходимо осуществлять корригирующие воздействия на механизмы формирования этих нарушений. Таким образом, блочная система построения занятий дает возможность индивидуализации процесса физического развития недоношенного ребенка в раннем периоде онтогенеза.

Ключевые слова: двигательная функциональная система, механизмы регуляции двигательных функций, физические упражнения, недоношенные дети.

Литература

  1. Бернштейн Н.А. Физиология движения и активность / Н.А. Бернштейн. – М.: Наука, 1990. – 495 с.
  2. Булатов В.П. Недоношенные дети / В.П. Булатов. – Казань КГМУ, 2010. – 150 с.
  3. Винник Д. Адаптивное физическое воспитание / Д. Винник. – М.: Пресс, 2013. – 685 с.
  4. Евсеев С.П. Теория и методика адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев. – М., 2015. – 254 с.
  5. Налобина А.Н. Технология формирования комплексов лечебной гимнастики у детей первого года жизни: метод. пособие / А.Н. Налобина, Е.С. Стоцкая, Е.А. Потрохова. – Омск, 2013. – 108 с.
  6. Налобина А.Н. Особенности формирования двигательных функций у недоношенных детей / А.Н. Налобина, М.В. Волова // ЭНИ Забайкальский медицинский вестник. – 2017. – № 1. – С. 60-72.
  7. Налобина А.Н. Особенности вегетативной регуляции сердечного ритма у детей первого года жизни, перенесших церебральную ишемию-гипоксию II степени / А.Н. Налобина // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. – 2012. – Т. 112. – № 5. – С. 13-17.
  8. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 030900 – «Дошк. педагогика и психология» / Э.Я. Степаненко. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2016. – 368 с.
  9. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы): практическое руководство. В 2 т. Т. 1 / под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 432 с.