Физическая активность как средство социализации и личностного развития студентов с ограниченными возможностями здоровья

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор С.А. Гильманов1
Доктор педагогических наук, доцент В.А. Мищенко1
Кандидат психологических наук, доцент Е.А. Кукуев2
Кандидат психологических наук, доцент В.А. Лобова1
1Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск
2Тюменский государственный университет, Тюмень

Цель исследования – научное обоснование модели физической активности, направленной на социализацию и личностное развитие студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Методика и организация исследования. В ходе научной работы проводился теоретический анализ источников, описывающих практики организации физической активности (ФА) студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с точки зрения характера и вида физической активности (проанализировано 127 источников: учебных пособий, монографий, статей). Также проводился качественный анализ данных нестандартизированного наблюдения над физической активностью студентов с ОВЗ Тюменского и Югорского государственных университетов: лица с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП), с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА) различной нозологии и тяжести, частичная глухота и слепота и др. На основе полученных данных осуществлялось моделирование видов ФА, основанное на спецификации целей ФА.
Результаты исследования и выводы. Авторами предлагается модель сис­темы физической активности, основанной на спецификации целей ФА. В модели выделяются три вида ФА: общая, понимаемая как двигательная активность, служащая сохранению и укреплению физического здоровья; социализационная – система движений, направленных на достижение общественно значимой цели, достигаемой по определенным социально нормированным правилам (спорт, социальные акции и др.); творческая – система движений, обеспечивающая получение творческого оригинального продукта в определенных видах искусства (музыка, танцы), техническом творчестве, усовершенствовании бытовых изделий. Модель ФА активности предполагает, в частности, временное перемещение студентов с ОВЗ в другие образовательные учреждения в рамках академической мобильности (спортивные сборы, соревнования и др.).

Ключевые слова: физическая активность, студенты с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, академическая мобильность.

Литература

  1. Актуальные проблемы физической культуры, спорта, туризма и рекреации : материалы V Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов и аспирантов, г. Томск, 20 апреля 2017 г. / под ред. канд. биол. наук А.В. Кабачковой. – Томск: STT, 2017. – 340 с. Эл. ресурс. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29166595_74120004.pdf (дата обращения 15.07.2019).
  2. Бобровский Е.А. Адаптивный спорт и физическая культура как метод реабилитации инвалидов / Е.А. Бобровский // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 4-2. – С. 456-459.
  3. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья. Эл. ресурс. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/44399/9789244599976_rus... (дата обращения 15.07.2019).
  4. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: Хрестоматия для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ / под ред. Б.Б. Айсмонтаса. – М.: МГППУ, 2015. – 334 с.
  5. Леонтьев Д.А. Развитие личности и психологическая поддержка учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования / Д.А. Леонтьев, Л.А. Александрова, А.А. Лебедева. – М.: Смысл, 2017. – 79 с.
  6. Логвинова Я.В. Адаптивная физическая культура как способ повышения социальной активности инвалидов / Я.В. Логвинова, А.А.Слепухина, Е.Ф. Проскурина // Вестник современных исследований. – 2018. – № 11.1 (26). – С. 108-110.
  7. Царик А.В. Физическая культура и спорт среди инвалидов: социальная значимость, состояние, актуальные проблемы и пути их решения / А.В. Царик // Вестник Российского Международного олимпийского университета. – 2014. – № 4. С. 72-83.