Социокультурный потенциал физической рекреации

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Эльмурзаев
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург
Доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Пономарев
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург

Ключевые слова: физическая рекреация, социокультурный потенциал, досуг, здоровье человека.

Введение. Актуальность исследования физической рекреации в социокультурном контексте обосновывается тем, что в современных исследованиях исходят из исторического сложившегося ее понятия как способа восстановления физического здоровья человека, и вполне логично, что она является предметом интенсивных исследований, прежде всего в рамках одной научной дисциплины – физической культуры, которая признается ее основным родовым понятием.

Такой подход к исследованию физической рекреации нашел широкое распространение в приводимых многочисленных дефинициях, основных направлениях теоретических и прикладных исследований. В результате такого взаимодействия сконструированы новые направления исследований. По-новому освещаются взаимообусловленность физического, социально-культурного и психологического аспектов. Наиболее существенные сдвиги наблюдаются между физической рекреацией, психологией и культурной антропологией [2].

Основные положения. В психолого-педа­го­гических науках последних десятилетий явно прослеживается доминирование социокультурной проблематики. Культура выступает фактором, структурирующим и выстраивающим процесс социализации и интеграции личности в социокультурное сообщество. Когнитивный компонент Я-концепции выражается в представлениях индивида о своем здоровье, эмоциональный компонент – в проявлении самоуважения, самолюбия, волевой саморегуляции. Становление социокультурной идентичности – личной (Я – человек культуры) и социокультурной (себе подобным) – относительно устойчивый, в большей или меньшей степени осознаваемый процесс, содержащий большие потенции в формировании целостного представления о познаваемом явлении. Перечисленные компоненты Я-концепции отражают особенности субъекта.

Литература

  1. Выдрин В.М. Физическая культура личности и общества /В.М. Выдрин. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. 2004. – 153 с.
  2. Пономарев Г.Н. Подготовка специалистов по физической культуре: интеграция образования и спортивной науки / Г.Н. Пономарев // Культура физическая и здоровье. – 2011. – № 6(36). – С. 11–14.
  3. Рыжкин Ю.Е. Физическая рекреация в физкультурном образовании человека: учеб. пособие / Ю.Е. Рыжкин, М.А. Эльмурзаев. – Назрань: Изд-во ООО «Пилигрим», 2009. – 153 с.
  4. Эльмурзаев М.А. Социальная типология субъектов физкультурной деятельности / М.А. Эльмурзаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. –  2008. –  № 4  – С. 91–94.

Информация для связи с автором: Panfilio@spmi.ru

Поступила в редакцию 01.12.2013 г.