Характеристики мезоциклов тренировочного процесса юношей-бобслеистов первого года обучения в подготовительном периоде

ˑ: 

Аспирант И.С. Маслов1
Доктор педагогических наук, доцент М.Д. Кудрявцев1, 2, 3, 4
Кандидат педагогических наук, доцент Т.Г. Арутюнян1, 2
Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Захарова1
Кандидат педагогических наук, доцент И.К. Шивит-Хуурак5
1Сибирский федеральный университет, Красноярск
2Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева, Красноярск
3Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск
4Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск
5Тувинский государственный университет, Кызыл

Цель исследования – представить характеристику содержания мезоциклов тренировочного процесса юношей-бобслеистов первого года обучения в подготовительном периоде, направленного на повышение уровня их подготовленности.
Методика и организация исследования. Первоначально выполнялся отбор спортсменов, где условно их разделили на 2 группы: разгоняющих и пилотов (варьирование спортсменов одной группы в другую возможно). Для бобслеистов важно, чтобы были развиты такие качества, как скоростные, силовые, скоростно-силовые, координация и гибкость. Определение этих качеств происходило при выполнении нормативных требований, к которым относятся упражнения: бег на 30 м со старта, бег на 30 м с ходу, упражнение на пресс за 30 с, отжимание от пола, подтягивание на перекладине, прыжок с места в длину, наклон вперед из положения: стоя, стойка на одной ноге с закрытыми глазами. По окончании подготовительного периода проводились контрольные испытания по основным тестам: «Бег на 30 м с ходу», «Бег на 30 м со старта», «Прыжок в длину с места», «Разгон тренажера “тачка”», «Приседание со штангой».
Результаты исследования и выводы. Необходимо структурировать тренировочный процесс по микроциклам и мезоциклам. Это даст возможность избежать ошибок при выполнении упражнений спортсменами, предотвратит травматизм и перетренированность. Все упражнения и тренировочный процесс на этапе первого года обучения в большей мере должны быть направлены на физическую подготовку спортсменов-бобслеистов. Результаты контрольных испытаний в конце подготовительного периода юношей-бобслеистов первого года обучения говорят о повышении уровня физической подготовленности спортсменов и их готовности к соревновательному периоду.

Литература

  1. Антонов А.И. Инновационные спортивно-технические устройства для освоения базовых элементов в различных видах спорта: учебно-метод. пособие / А.И. Антонов, Б.В. Лабудин, В.И. Мелехов. – Сев. (Арктич.) фед. ун-т им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд. перераб. и доп. – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. – 326 с.
  2. Востриков Д.А. Дифференцированная технология специальной физической подготовки квалифицированных разгоняющих в бобслее на предсоревновательном этапе учебно-тренировочного цикла / Д.А. Востриков, В.В. Пономарев // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 1. – С. 18.
  3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л.П. Матвеев. 4-е изд., стер. – СПб.: Изд-во «Лань», М.: ООО Изд-во «Омега-Л», 2004. – 160 с.
  4. Юрков А.С. Совершенствование скоростно-силовой подготовки квалифицированных разгоняющих бобслеистов: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.С. Юрков. – Красноярск, 2012. – 189 с.