Формирование универсальных компетенций по физической культуре и спорту у студентов специальной медицинской группы

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Г.Б. Глазкова1
О.В. Мамонова1
М.Н. Пуховская1
Доктор педагогических наук, профессор В.Ю. Салов2
1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
2Западно-Казахстанский государственный университет им.М.Утемисова, Уральск, Казахстан

Цель исследования – теоретическое обоснование декомпозиции универсальной компетенции (УК-7) в кластер детализированных компетенций, приоритетных для студентов СМГ, в условиях современных вызовов.
Методика и организация исследования. На основе анализа специальной литературы и собственного педагогического опыта была предпринята декомпозиция УК-7 на следующие компетенции: коррекционно-восстановительная, профессионально-прикладная, ментально-оздоровительная, физкультурно-досуговая, рефлексивно-контрольная. Были смоделированы дескрипторы как примерные схемы проверки каждого индикатора (компетенции), которые включают в себя теоретические тесты (знания), тесты по физической подготовленности (уровень физического здоровья), комплексы физических упражнений (опыт физкультурной деятельности) различной направленности по формируемым компетенциям.
Результаты исследования и выводы. При декомпозиции УК-7 разработана матрица УК-7, отражающая логику ее формирования через пул входящих компетенций, их индикаторов и дескрипторов как результат образования в предметной области «Физическая культура» для студентов СМГ. Для оценивания сформированности универсальной компетенции УК-7 детализированы уровни и критерии оценивания, разработаны протоколы наблюдений за показателями формирования у студентов индикаторов и дескрипторов, по результатам которых выставлялась экспертная оценка. Декомпозиция УК-7 предоставила возможность моделирования физического воспитания бакалавров СМГ, направленного на повышение их психофизических кондиций, воспитание устойчивой мотивации к физической активности, формирование необходимых для них компетенций.

Ключевые слова: студенты специальной медицинской группы, физическое воспитание, компетентностный подход, моделирование.

Литература

  1. Андрющенко Л.Б. Физическая культура студентов специальной медицинской группы: учебник под ред. С.И. Филимоновой / Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимонова, Г.Б. Глазкова и др. – М.: Изд-во «ООО “Русайнс”», 2020. – 356 с.
  2. Глазкова Г.Б. Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы: компетентностный подход: монография / Г.Б. Глазкова, О.В. Мамонова, Д.В. Грачева и др. – М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2020. – 160 с.
  3. Грачева Д.В. Роль адаптивной физической культуры в инклюзивном образовательном процессе на примере РЭУ им. Г.В. Плеханова / Д.В. Грачева, А.А. Михайлова, Д.Р. Саетгалиева и др. // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2018. – № 4. – С. 20-26.
  4. Мамонова О.В. Специальные приложения для студентов с особыми образовательными потребностями: Инновационный подход / О.В. Мамонова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2019. – № 11. – С. 37-42.
  5. Пуховская М.Н. Антидопинговая культура в системе культуры личности / М.Н. Пуховская, Л.Б. Андрющенко // Культура физическая и здоровье. – 2019. – № 4 (72). – С. 12-14.
  6. Филимонова С.И. Инновационное содержание обучения по физической культуре и спорту будущих предпринимателей / С.И. Филимонова, Л.Б. Андрющенко, Ю.О. Аверясова и др. // Культура физическая и здоровье. – 2020. – № 3 (75). – С. 73-76.