Влияние эмоционального выгорания на межличностное взаимодействие профессиональных гандболистов

ˑ: 

Кандидат исторических наук, доцент И.А. Корецкая1
Доктор педагогических наук, доцент С.Н. Фомина2
Кандидат философских наук, доцент О.В. Мизонова3
Экс-вице-президент Адидас СНГ Н.О. Синицына4
1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
2Российский государственный социальный университет, Москва,
3Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск
4Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва

Цель исследования – определить влияние эмоционального выгорания на показатели межличностного взаимодействия спортсменов-гандболистов.
Методика и организация исследования. Экспериментально-пси­хо­ло­ги­чес­кое исследование проходило на базе Федерации гандбола в г. Москве. В  эксперименте приняли участие 62 спортсмена в возрасте от 17 до 24 лет, профессионально занимающихся гандболом. Спортсмены были разделены на две группы: с эмоциональным выгоранием и без. Далее были изучены личностные психологические особенности спортсменов. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе 62 спортсмена, занимающихся гандболом, были разделены на 2 группы: с признаками СЭВ и без признаков СЭВ (методика В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания»). В группу с уже сложившимся и только складывающимся синдромом выгорания вошло 42 человека, в группу без признаков СЭВ – 20 человек. Для исследования способности гандболистов к эффективному взаимодействию с окружающими людьми в системе межличностных отношений использовался опросник социально-коммуникативной компетентности.
Результаты исследования и выводы. Источником СЭВ у гандболистов являются особенности спортивной деятельности, высокая мотивированность и направленность волевых усилий, оперативность мыслительных действий, высокая цена индивидуальной ошибки, страх получить травму, частые отъезды из дома, межличностные конфликты (с тренером, членами команды и т.д.). Синдром эмоционального выгорания гандболистов способствует снижению способности к эффективному взаимодействию в системе межличностных отношений, что подтверждает гипотезу исследования.

Ключевые слова: спортсмены, психологические особенности, межличностные отношения, социально-коммуникативная компетентность.

Использованная литература

  1. Васякин Б.С. Проблема стресса и исследование степени стрессоустойчивости сотрудников с использованием существующих методик / Б.С. Васякин, Е.Л. Пожарская, Н.А. Дебердеева // Международный научно-исследовательский журнал «Успехи современной науки и образования». – 2016. – № 3. – Т. 2.
  2. Кокоулова О.П. Основные мотивационные направления развития физической культуры и спорта в современном обществе / О.П. Кокоулова, Ю.В. Бажданова // Физическая культура и спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2016. – Т.1. – № 2. – С. 17-24.
  3. Корецкая И.А. Эмоциональное выгорание как фактор изменения личностных особенностей (на примере профессиональных спортсменов) / И.А. Корецкая, Н.В. Днепровская, И.В. Шевцова и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 10. – С. 99-100.
  4. Корецкая И.А. Функциональные состояния как показатель эффективности деятельности / И.А. Корецкая, О.А. Куприна, С.Ю. Манухина // Вестник ГУУ. – 2014. – № 9. – С. 264-266