Кейс-технология в организации исследовательской деятельности студентов факультета физической культуры

ˑ: 

Кандидат экономических наук, профессор М.В. Антонова1
Доктор педагогических наук, профессор Т.И. Шукшина1
Кандидат педагогических наук П.В. Замкин1
Ю.А. Демяшкина1
1Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, Саранск

Цель исследования – выявление педагогических возможностей кейс-технологии в организации практико-ориентированной исследовательской деятельности студентов факультета физической культуры.
Методика и организация исследования. Проведен анализ кейс-технологий в организации практико-ориентированной исследовательской деятельности студентов факультета физической культуры (ФФК) Мордовского государственного педагогического университета им. М.Е. Евсевьева за 2018-2020 гг.
Кейс включает такие элементы, как: наименование, указывающее на его место и роль в планировании и организации исследовательской работы студентов; собственно задачу, определяющую необходимость тех или иных организационных и поисковых действий участников исследовательской группы; алгоритм решения задачи; методический инструментарий; планируемые результаты.
Результаты исследования и выводы. Кейс-технология является достаточно эффективным инструментом в планировании и организации практико-ориентированной исследовательской деятельности студентов. Так, с 2018 по 2020 г. на факультете физической культуры осуществляли свою работу 45 студенческих исследовательских объединений, в которых было задействовано 422 студента, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры (свыше 40% от общего контингента). По результатам выполнения кейсов на исследовательские конкурсы международного и всероссийского уровня студентами направлены свыше 70 индивидуальных и коллективных заявок, опубликовано 233 научные статьи. Это свидетельствует о том, что использование кейс-технологии обеспечивает включение преподавателей и студентов в решение различных организационных и исследовательских задач, формирование необходимых исследовательских компетенций и опыта. Профессионально-контекстный характер предлагаемых кейсов способствует ориентировке в современных проблемах в области физической культуры и спорта, подготовке будущего педагога к использованию исследовательских умений при решении профессиональных задач.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, кейс-технология, факультет физической культуры, педагогический университет, организация исследовательской деятельности.

Литература

  1. Гармонова А.В. Трансформация высшего образования: кейсы российской магистратуры: коллективная монография / А.В. Гармонова, Д.В. Щеглова, А.В. Серова и др. // Благотворительный фонд В. Потанина, Стипендиальная программа, Институт образования НИУ ВШЭ. – М.: МАКС Пресс, 2020. – 242 с.
  2. Замкин П.В. Организационно-педагогические условия развития научно-исследовательской деятельности студентов в условиях практико-ориентированной подготовки в вузе / П.В. Замкин, Л.Г. Паршина, В.В. Мирошкин. – Текст: непосредственный // Гуманитарные науки и образование. – 2018. – Т. 9. – № 4. – С. 31-40.
  3. Миронова С.П. Инновационные технологии в профессиональной подготовке бакалавров [Электронный ресурс]: монография / С.П. Миронова, Е.Б. Ольховская, Т.А. Сапегина. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. – 171 с.
  4. Царапкина Ю.М. Использование кейс-технологий при обучении студентов / Ю.М. Царапкина. – Текст: непосредственный // Образование и наука. – 2015. – № 3. – С. 120-124.