Стрессоустойчивость и особенности осознанной саморегуляции студентов-спортсменов

ˑ: 

Кандидат биологических наук, доцент Л.А. Белозерова1
Кандидат психологических наук, доцент Е.А. Брагина1
Кандидат психологических наук, доцент И.А. Семикашева1
Кандидат психологических наук, доцент М.М. Силакова1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

Цель исследования – выявление значимых параметров саморегуляции и их взаимосвязь со стрессоустойчивостью как важнейшим фактором в ресурсном обеспечении личностного потенциала студентов-спортсменов, способствующим их успешной деятельности.
Методика и организация исследования. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли студенты-юноши (23 человека) и девушки (18 человек), систематически занимающиеся спортом (кандидаты в мастера спорта и лица, имеющие взрослые спортивные разряды). Контрольную группу (КГ) составили студенты педагогического вуза, не занимающиеся регулярно спортом, по 20 девушек и юношей. Средний возраст студентов – 19 лет.
Для исследования стрессоустойчивости использовался опросник Ю.В. Щербатых. Общий уровень саморегуляции (ОУС) как степень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности изучался с помощью методики «Стиль саморегуляции поведения – 98» В.И. Моросановой.
Результаты исследования и выводы. Показано, что систематические занятия спортом существенно повышают способность к саморегуляции и стрессоустойчивости спортсменов, по сравнению с КГ у них существенно ниже все показатели стрессочувствительности, а общий уровень саморегуляции, напротив, значимо выше. Установлены отрицательные связи общего уровня осознанной саморегуляции, адекватности оценки результатов собственной деятельности и самостоятельности со всеми показателями стрессочувствительности, обратными по отношению к стрессоустойчивости. Можно утверждать, что высокий уровень сформированности осознанной саморегуляции произвольной активности является одним их важнейших ресурсов личности, обеспечивающих как эффективность ее деятельности, так и ее устойчивость к стрессам.

Ключевые слова: стрессочувствительность, стрессоустойчивость, осознанная саморегуляция, спортивная деятельность, спортсмены, студенты.

Литература

  1. Белозерова Л.А. Саморегуляция и стратегии преодоления стрессовых ситуаций у спортсменов / Л.А. Белозерова, Е.А. Брагина, И.А. Семенова и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 3. – С. 15-17.
  2. Моросанова В.И. Стилевая саморегуляция поведения человека / В.И. Моросанова, Е.М. Коноз // Вопросы психологии. – 2000. – № 2. – С. 118-127.
  3. Повзун В.Д. Анализ уровня стрессоустойчивости студентов спортивных направлений университета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 9. – С. 89-91.
  4. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.