Развитие гендерной компетентности инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных организаций
ˑ:
Кандидат педагогических наук, доцент Л.П. Шустова1
Кандидат психологических наук, доцент С.В. Данилов1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск
Цель исследования – выявить возможности системы дополнительного образования взрослых с позиции развития гендерной компетентности инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных организаций.
Методика и организация исследования. Применялись методы теоретического исследования и анализа современных научных источников, программ курсов повышения квалификации, инновационного опыта реализации гендерного подхода в системе дошкольного образования, интернет-ресурсов, синтез, методы логических обобщений.
Результаты исследования и выводы. Актуализирована необходимость корректировки программ повышения квалификации инструкторов по физической культуре в связи с внедрением гендерного подхода в дошкольном образовании. Рассмотрены возможности системы дополнительного образования взрослых в развитии гендерной компетентности инструкторов по физической культуре детских садов. Определен комплекс учебно-методических и научно-практических мероприятий, реализуемых в период организации курсов повышения квалификации и во внекурсовой период, включающих: реализацию учебного модуля «Гендерный подход в физическом воспитании детей дошкольного возраста» и разработку учебно-методического комплекса к нему; стажировку на экспериментальных площадках Ульяновской области занимающихся инновационной деятельностью по реализации гендерного подхода в дошкольном образовании; проведение конференций, семинаров, творческих встреч по гендерной проблематике; создание виртуальной методической копилки, выпуск методических пособий и рекомендаций для педагогических работников детских садов.
Ключевые слова: гендерный подход в дошкольном образовании, гендерная компетентность инструктора по физической культуре, физическое воспитание в детском саду, система дополнительного образования.
Литература
- Дюльдина Ж.Н. Проблема гендера в педагогических исследованиях / Ж.Н. Дюльдина, Л.П. Шустова // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-3. – С. 629-633.
- Зарубина В.В. Развитие акмеологической позиции учителей физической культуры в условиях системы дополнительного образования взрослых / В.В. Зарубина, М.И. Лукьянова, М.А. Фахретдинова и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 2. – С. 24-26.
- Каменская Е.Н. Педагогика: Конспект лекций / Е.Н. Каменская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – С. 365.
- Ключникова Е.А. Мир детства: мальчики и девочки (формирование гендерной идентичности у детей 3-8 лет на основе индивидуально-дифференцированного подхода в условиях ДОО) / Е.А. Ключникова. – Ульяновск: Издатель А.В. Качалин, 2018. – 240 с.
- Мудрик А.В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании / А.В. Мудрик // Воспитательная работа в школе. – 2003. – № 5. – С. 9-15.
- Шустова Л.П. Компетентность учителей физической культуры в вопросах гендерного подхода в образовании: возможности развития в системе повышения квалификации / Л.П. Шустова, С.В. Данилов // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 7. – С. 32.
- Шустова Л.П. Гендерные исследования в образовании: учебно-метод. пособие / Л.П. Шустова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2011. – 156 с.
- Шустова Л.П. Гендерный подход в воспитании дошкольников: учебно-метод. пособие / Л.П. Шустова, И.А. Анохина / Под ред. Л.П. Шустовой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. – 111 с.