Диверсификация образовательной деятельности вузов физической культуры

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева1
Доктор социологических наук, профессор С.И. Росенко2
Доктор экономических наук, профессор Д.Н. Верзилин2
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
2Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – определить вектор развития системы подготовки спортивных кадров в условиях диверсификации физкультурного образования.
Методика и организация исследования. Проведен анализ образовательных программ магистратуры и бакалавриата российских вузов физической культуры и спорта.
Результаты исследования и выводы. Основным вектором развития образовательной деятельности вузов физической культуры выступает диверсификация реализуемых образовательных программ на основе многоступенчатого образования (бакалавр-магистр). Новые программы направлены на подготовку специалистов, обеспечивающих управленческое, правовое, информационное, сервисное, дипломатическое сопровождение отрасли физической культуры и спорта. В зависимости от направления и уровня подготовленности и в соответствии с профессиональными стандартами выпускники востребованы в органах государственного и муниципального управления спортом, спортивных организациях, федерациях и клубах, спортивных СМИ, компаниях – производителях спортивных товаров, спортивных школах и вузах на должностях директора, менеджера, руководителя структурного подразделения, спортивного редактора, журналиста, корреспондента, обозревателя, ассистента, аналитика, методиста и др. Данные процессы определяют новое структурирование системы высшего образования в сфере физической культуры и спорта и вариативность предоставляемых образовательных услуг, что формирует качественно новый кадровый потенциал отрасли.
Вместе с тем дальнейшая реализация новых направлений подготовки сталкивается с целым рядом проблемных вопросов, к числу которых относятся неразработанность многих профессиональных стандартов, недостаточное бюджетное финансирование, ориентированность государственных структур на сокращение непрофильных образовательных программ, необходимость постоянного повышения квалификации со стороны профессорско-преподавательского состава вузов.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, образовательная программа, физическая культура, спорт.

Литература

  1. Захаров А.А. Проблемы и перспективы развития университетского образования в области физической культуры и спорта / А.А. Захаров // Теория и практика физ. культуры. – 2003. – № 5. – 52 с.
  2. Лубышева Л.И. Подготовка спортивных кадров: широкий профессионал или узкий специалист? / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 2.
  3. Отчет Министерства спорта Российской Федерации о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2918 г. // https://www.minsport.gov.ru/
  4. Середа Ю.А. Формирование ключевых компетентностей у спортивного менеджера в условиях социально-экономической трансформации: автореф. дис. … канд. пед. наук / Ю.А. Середа. – СПб., 2012.
  5. Скотникова А.В. Отраслевые спортивные вузы: перспективы развития и управления с учетом прогностической динамики сферы физической культуры и спорта / А.В. Скотникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 8 (138). – С. 198-203.
  6. Форма N ВПО-1. Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры за 2019 г. //https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/highed/index.php