Образовательные программы в сфере физической культуры и спорта: противоречия и направления развития

ˑ: 

Кандидат экономических наук Е.А. Орлова1
Кандидат психологических наук, доцент С.В. Соколовская1
1Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород

Цель исследования – анализ образовательных программ бакалавриата физкультурно-спортивной сферы на соответствие национальным, культурно-историческим особенностям, выражающимся во ФГОСах, и тенденциям развития мировых трендов, определение перспектив развития образовательных программ.
Методика и организация исследования. В работе представлен теоретический анализ содержания образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 49.03.01 – «Физическая культура ННГУ».
Общая концепция исследования рассматривает ФГОС 3+ в качестве подхода, определяющего содержание образовательных программ бакалавриата в настоящее время; ФГОС 3++ – в качестве подхода, определяющего ближайшее будущее образовательных программ (ближайшие 3-5 лет), а подход АСИ в качестве подхода, отражающего мировые тренды развития образования, описанные ранее, и определяющего дальнейшее будущее образовательных программ в сфере физической культуры и спорта (от 5 до 25 лет).
Результаты исследования и выводы. Исследуемые программы по направлению подготовки 49.03.01 – «Физическая культура» соответствуют требованиям ФГОС ВО поколения 3+ и 3++, но не отражают тенденции мировых трендов в образовании. Перспективами развития являются открытие новых специальностей на основе СУОС и форм дополнительного образования с активным включением методов по формированию надпрофессиональных навыков будущего.

Ключевые слова: мировые тренды, ФГОС, перспективы развития образовательных программ, компетенции, надпрофессиональные навыки выпускников, профессии будущего.

Литература

  1. Атлас новых профессий- http://atlas100.ru/ (дата обращения 21.02.2019)
  2. Виссема Й. Университеты третьего поколения / Й. Виссема. – М.: Изд. «Олимп-Бизнес», 2016 – 480 с.
  3. Дорога к академическому совершенству: Становление исследовательских университетов / под ред. Ф. Дж. Альтбаха, Д. Салми; пер. с англ. – М.: Изд-во «Весь Мир», 2012 – 300 с.
  4. Лошкарева Е. Навыки будущего: что нужно знать и уметь в новом сложном мире / Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко и др. // https://worldskills.ru/assets/docs/media/WSdoklad_12_okt_rus.pdf (дата обращения 21. 03. 2019)
  5. Лукша П. Связывая образовательную систему, рынки труда и инновационную экономику: результаты форсайта Компетенции / П.  Лукша. – 2030. http://profitcon.ru/matetials/28032013/Peskov-D-N-Obrazovatelnaia-sistem... (дата обращения 21.12.2018)
  6. Песков Д. Форсайт образования – 2030 / Д. Песков. – http://leader-id.ru/event/223/ (дата обращения 18.03.2019)
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт – http://fgosvo.ru/ (дата обращения 20.03.2019)