Цифровая трансформация шахматной спортивной подготовки
ˑ:
Доктор педагогических наук, профессор А.Я. Найн1
Доктор педагогических наук, профессор Л.А. Липская1
Доктор педагогических наук, профессор О.Л. Карпова1
Доктор педагогических наук, профессор А.А. Найн1
1Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск
Цель исследования – разработать концепцию многоуровневой подготовки студентов физкультурного вуза на основе интегративно-развивающего подхода.
Методика и организация исследования. Методологической основой исследования явился интегративно-развивающий подход. В ходе его апробации в ФГБОУ ВО «УралГУФК» с 2015 по 2020 г. был результативно доказан базовый принцип интеграции как основа многоуровневой подготовки студентов физкультурного вуза. Комплексно использовалась совокупность теоретических (анализ и синтез научных источников по проблеме исследования; анализ ООП, учебных планов, рабочих программ, ФОС) и эмпирических (опрос, наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент) методов.
Результаты исследования и выводы. Педагогическая концепция многоуровневой подготовки студентов физкультурного вуза основана на реализации положений и принципов дополняющих друг друга компетентностной и культурологической парадигм, ориентирующих будущих работников в области физической культуры и спорта на развитие у детей и молодежи двигательной и социальной активности, здорового и культуросообразного образа жизни в их неразрывном единстве. Совокупность интеграции названных концептуальных идей возможна и может стать эффективной на базе явно инновационного интегративно-развивающего подхода. Преемственность социально-гуманитарной подготовки обучающихся включает в себя не только преемственность содержания образования, но и определенную связь в формировании универсальных и общепрофессиональных компетенций на разных ступенях подготовки студентов физкультурного вуза, с учетом профессиональной ориентации социальных и философских дисциплин, что находит отражение в рабочих программах и фондах оценочных средств.
Эффективной реализации концепции многоуровневой подготовки способствуют выявленные в исследовании педагогические условия интеграции: а) интенсификация самообразовательной деятельности обучающихся в процессе реализации интегрированных занятий; б) диагностический инструментарий оценки компетенций на всех ступенях и уровнях физкультурного образования; в) использование интеграционного потенциала физического воспитания на основе опережающего образования.
Ключевые слова: интегративно-развивающий подход, интеграция социально-гуманитарного образования, междисциплинарность, многоуровневая подготовка, культурологическая и компетентностная парадигмы, универсальные и общепрофессиональные компетенции.
Литература
- Анисимова В.А. Интеграция учебной и внеучебной деятельности как условие интеллектуализации и социализации студентов физкультурного вуза / В.А. Анисимова, О.Л. Карпова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 5 (39). – С. 1-15.
- Бальсевич В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2007. – № 4. – 54 с.
- Карпова О.Л. Развитие коммуникативной компетенции бакалавров физической культуры на основе интегративно-развивающего подхода / О.Л. Карпова, А.Я. Найн // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 59 (3). – С. 370-374.
- Липская Л.А. Преемственность социально-гуманитарного образования на основе модульного подхода / Л.А. Липская // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры: матер. XXX Юбилейной регион. науч.-метод. конф., посвящ. 50-летию УралГУФК. – Челябинск: УралГУФК, 2020. – С. 110-112.
- Шипилина Л.И. Методологическая подготовка магистров на основе интегративно-развивающего подхода / Л.И. Шипилина // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: матер. XX Междунар. науч.-практ. конф. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. – С. 18-24.