Адаптация студентов-сирот к образовательной среде путем организации физкультурной деятельности

Фотографии: 

ˑ: 

В.В. Исмиянов
Кандидат педагогических наук, доцент Иркутский государственный университет путей сообщения, Иркутск

Ключевые слова: адаптация, отчисление, физкультурная деятельность, студент-сирота.

Введение. Исследователи социальных явлений (И. С. Кон, И. А. Милославова, А. В. Мудрик, А. В. Петровский и др.) отмечают, что проблема адаптации приобретает исключительную актуальность как в периоды радикальных экономических и социальных реформ, так и в переломные периоды жизнедеятельности человека. Вхождение в самостоятельную студенческую жизнь детей-сирот является переломным моментом, от которого во многом зависят их дальнейшая судьба и профессиональная карьера [5, 9, 10, 12].

В современных условиях роль физической культуры как неотъемлемой части общей культуры в жизни человека и общества актуализируется, так как ее целью, предметом и главным результатом являются развитие и саморазвитие самого человека. Раскрытием социальных функций физической культуры занимались В. К. Бальсевич, В. М. Выдрин, М. Я. Виленский, Л. П. Матвеев, Л. И. Лубышева, Ю. М. Николаев, В. И. Столяров, В. Д. Чепик и др. [1, 2, 3, 6, 7,11, 13, 15].
Главным содержанием социально-общественной функции физической культуры является социально-педагогическая и социально-психологическая адаптация, направленная на гармоничное взаимодействие личности организма с социальной природной средой, с меняющимися условиями развития, на осознание и проявление личностной стратегии поведения [8, 14].

Важнейшим фактором успешности адаптации студентов‑сирот к образовательным условиям вуза является образовательная среда учебного заведения, обеспечивающая оптимальное сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности. Для успешной адаптации студента-сироты к образовательной среде, на наш взгляд, необходимо создание в образовательном процессе технического вуза организационных, психологических и педагогических условий для реализации теории и практики организации физкультурной деятельности студентов‑сирот с различным исходным уровнем способностей и интересов, предоставление возможности для их самоопределения и самоутверждения на индивидуально доступном уровне, способствующих мотивации к дальнейшему гармоничному развитию личности.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 1995. – № 4. – С. 2.
  2. Виленский М.Я. Физическая культура студента: учебник для студентов высших учебных заведений / М.Я. Виленский. – М.: Гардарики, 2001. – 448 с.
  3. Выдрин В.М. Физическая культура студентов вузов: учеб. пособие / B.М. Выдрин, Б.К. Зыков, А.В. Лотоненко. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. – 128 с.
  4. Жилина Л.А. Социально-педагогическое сопровождение студентов-сирот в период адаптации к образовательной среде вуза: дис. … канд. пед. наук. ОГПУ / Л.А. Жилина. – Омск, 2008. – 194 с.
  5. Кон И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1978. – 175 с.
  6. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие / Л.И. Лубышева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 240 с.
  7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: учебник для высших специальных учебных заведений. Изд. 3-е/4-е / Л.П. Матвеев.–  СПб.: Омега-Л., 2004. – 160 с.
  8. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф.З. Меерсон. – М.: Наука, 1981. – 278 с.
  9. Милославова И.А. Адаптация как социльно-педагогическое явление / И.А. Милославова // Социальная психология и философия. – Ленинград: ЛГПИ, 1973. – С. 112-113.
  10. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик // Социальная педагогик. – 2005. – № 4. – С. 47-56.
  11. Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. –  1997. – № 6. –  С. 2-10.
  12. Петровский В.А. Психология неадаптивной личности / В.А. Петровский. – М.: РОУ, ТОО «Горбунок», 1992. – 224 с.
  13. Столяров В.И. Спорт и культура: методологические и теоретические аспекты проблемы / В.И. Столяров // Спорт, духовные ценности и культура: Историческое  и  теоретико-методологическое  обоснование / Под  ред.  В.В. Кузина,  В.И.  Столярова,  Н.Н.  Чеснокова. – Вып. I. – М.: Гуманитарный центр «СпАрт», РГАФК, 1997. –  С. 84-209.
  14. Харчев А.Г. Социология воспитания: О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности / А.Г. Харчев. – М., 1990.
  15. Чепик В.Д. Физическая культура в социальных процессах / В.Д. Чепик. – М.: ТЕНС, 1995. – 168 с.

Информация для связи автором:
ismiyanov@yandex.ru
Поступила в редакцию 04.11.2013 г.