Малые формы физкультурных занятий в режиме повседневной деятельности людей

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор А.А. Горелов1
Доктор педагогических наук, профессор О.Г. Румба2
Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Венгерова3
Ассистент Т.Г. Бякова3
Ассистент П.Е. Шувалов3
1Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел России, Санкт-Петербург
2Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
3Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

В статье рассмотрены перспективы внедрения малых форм физкультурных занятий в рамки неспециального физкультурного образования.
Цель исследования – обосновать целесообразность самостоятельного использования малых форм физкультурных занятий в режиме повседневной деятельности людей.
Методика и организация исследования. Исследование проведено в сентябре–ноябре 2020 г. и носит теоретический характер. В результате анализа специальной литературы представленные в ней данные систематизированы по следующим направлениям: сущность понятия «двигательная активность»; значение двигательной активности для здоровья человека; влияние малых форм физкультурных занятий на величину двигательной активности человека; виды малых форм физкультурных занятий, реализуемые в учебной, трудовой и повседневной жизни; содержание и направленность малых форм физкультурных занятий.
Результаты исследования и выводы. В условиях современной организации труда и быта, а также проблем, связанных с переходом на дистанционные формы занятости, для решения проблемы дефицита двигательной активности особое значение приобретают малые формы физкультурных занятий. Продолжительность таких занятий может колебаться в пределах 3-20 мин. Их содержание целесообразно ориентировать на характер труда человека, состояние его здоровья и личные предпочтения.
Значимым направлением работы специалистов в сфере физической культуры и спорта, обеспечивающим массовое вовлечение населения в занятия, является направление, связанное с развитием дистанционных форм неспециального физкультурного образования.

Ключевые слова: неспециальное физкультурное образовании, малые формы физкультурных занятий, двигательная активность, здоровье, гиподинамия, гипокинезия, кинезофилия, физические упражнения.

Литература

  1. Горелов А.А. Технология регулирования двигательной активности студентов в процессе повседневной и образовательной деятельности / А.А. Горелов, В.Л. Кондаков, А.Н. Усатов // Вестник спортивной науки. – 2010. – № 5. – С. 47-49.
  2. Пустозёров А.И. Физиология, гигиена и организация умственного труда в современном образовании: учеб. пособие / А.И. Пустозёров, А.Г. Гостев. – Челябинск: Изд-во ЧПО «Книга», 2003. – 126 с.
  3. Румба О.Г. Опыт использования дополнительных занятий физической культурой в образовательном пространстве вуза / О.Г. Румба // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2011. – № 3. – С. 57-65.
  4. Румба О.Г. Система педагогического регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп / О.Г. Румба // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 2. – С. 11-14.