Принципы физической реабилитации при восстановлении здоровья после инсульта

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Ж.Е. Фирилёва1
Доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Пономарев1
1Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Цель исследования – показать возможность и необходимость применения принципов физической реабилитации как объективные закономерности, восстанавливающие здоровье человека.
Методика и организация исследования. Исследование проходило в шести медико-стационарных центрах Санкт-Петербурга и Ленинградской области с 2014 по 2019 г. Общее количество обследованных лиц, перенесших инсульт, составило 201 человек.
Исследованию подверглись следующие показатели: основные параметры движений; когнитивные показатели и показатели психоэмоционального состояния человека при применении психорегулирующей, идеомоторной тренировки и самовнушения. В процессе восстановления здоровья человека после инсульта применялись педагогические принципы и принципы нейромоторной реабилитации.
Результаты исследования и выводы. Исследование показало, что применение принципов и правил физической реабилитации позволяет улучшить психоэмоциональное состояние постинсультных пациентов, положительно повлиять на когнитивные и коммуникативные функции и повысить их двигательную активность. Методические приемы и принципы мотивации позволяют достигнуть осознанного отношения пациента к излечению и дифференцировать подход к его реабилитации. Применение модернизированной методики психорегулирующей тренировки, идеомоторной тренировки и самовнушения содействует улучшению психического состояния человека, активности, настроения (по результатам САН). Повышение двигательной активности пациентов экспериментальной группы указывает на достоверное улучшение пострадавших параметров движений (позы сидения, стояния, движения верхними и нижними конечностями, ходьбы) при соблюдении принципов и правил физической реабилитации в сравнении с контрольными группами пациентов (p < 0,05 – 0,01).

Ключевые слова: принципы и правила, физическая реабилитация, восстановление здоровья, педагогическая система, непрерывная реабилитация, инсульт.

Литература

  1. Лобзик В.С. Аутогенная тренировка / В.С. Лобзик, М.М. Решетников. – Л.: Медицина, 1986. – 280 с.
  2. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания / под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. – 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 256 с.
  3. Новиков П.Н. Опережающее профессиональное образование; науч.-практ. пособие / П.Н. Новиков, В.М. Зуев. – М.: РГАТиЗ, 2000. – 266 с.
  4. Платонов К.К. Психология: учебник для индустриально-пед. техникумов / К.К. Платонов, Г.Г. Голубев. – М.: Высшая школа, 1973. – 256 с.
  5. Пономарев Г.Н. Педагогические технологии современной системы непрерывной реабилитации постинсультных пациентов / Г.Н.  Пономарев, Ж.Е. Фирилева // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 8 (954). – С. 45-47.
  6. Робэнеску Н. Нейромоторное перевоспитание / Н. Робэнеску; пер. с рум. д-р С. Дуван. – Бухарест: Медицинское изд-во, 1972. – 268 с.
  7. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. средних пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 1998. – 288 с.
  8. Фирилёва Ж.Е. Педагогические технологии домашней реабилитации при инсульте: монография / Ж.Е. Фирилёва, О.В. Загрядская. – М.: Изд. дом Академии Естествознания, 2017. – 242 с.
  9. Фирилёва Ж.Е. Обоснование педагогической системы физической реабилитации при восстановлении здоровья человека / Ж.Е. Фирилёва, Г.Н. Пономарев, П.В. Родичкин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 2 (168). – С. 373-377.
  10. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие / под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.