Обратная связь при обучении гимнастическим упражнениям

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Томаш Нижниковски1
Maгистр Maрта Ногал1
1Академия физического воспитания Юзефа Пилсудского в Варшаве, факультет физического воспитания и здоровья в Бяла-Подляске, Польша

Цель исследования – изучение влияния двух различных видов словесного указания в процессе обучения сложным гимнастическим упражнениям – двойному сальто назад согнувшись в соскок с брусьев разной высоты.
Методика и организация исследования. В работе приняли участие квалифицированные спортсменки, занимающиеся спортивной гимнастикой (n = 16). Средние показатели роста, массы тела и возраста (х ± δ): 157,5 ± 2,85 см; 51 ± 2,25 кг; 20 ± 2,35 года соответственно. Для оценки эффективности обучения и совершенствования спортивной техники гимнастических упражнений с использованием двух видов словесного указания был проведён педагогический эксперимент. Испытуемые (n=16) были случайным образом разделены на экспериментальную (ЭГ) (n = 8) и контрольную (КГ) (n = 8) группы. Применялись следующие методы статистического анализа: нормальность распределения и однородность отклонения были проверены методом Шапиро–Уилка. Различия применения двух видов словесного указания были определены с помощью анализа дисперсии ANOVA. В качестве критического использовался уровень вероятности p<0,05. Для выявления существенных межгрупповых различий использовался критерий Фишера. Статистический анализ результатов проводился с использованием компьютерного пакета прикладных программ STATISTICA (версия 12.0).
Результаты исследования и выводы. Выявлены статистически достоверные различия между средними результатами по группам ЭГ и КГ (F(2, 28)=49,724, p=,00000). Различия между средними результатами каждой из групп как до, так и после теста на прочность запоминания были статистически значимыми (p<0,001). Полученные результаты демонстрируют, что большой объём срочной словесной информации о допущенных технических ошибках, передаваемой гимнастке тренером, отрицательно влияет на процесс обучения двигательным действиям. Ограничение корректирующих воздействий до ключевых элементов двигательной задачи обеспечивает достоверно лучший результат обучения.

Ключевые слова: гимнастки, обратная связь, кинематическая структура, спортивная техника, двойное сальто назад, соскок.

References

  1. Gervais P, Dunn J. The double back salto dismount from the parallel bars. Sports Biomechanices, 2003, 2(1):85-101.
  2. Kernodle, M.W., Carlton, L.G. (1992). Information feedback and the learning of multiple-degree-of-freedom activities. Journal of Motor Behavior, 24, 187-196.
  3. Landin, D. (1994). The role of verbal cues in skill learning.Quest, 46, 299-313.
  4. Magill, R.A. (1993). Model and verbal feedback influences on skill learning. International Journal of Sport Psychology, 27, 7-22.
  5. Magill, R.A., Hall, K.G. (1990). A review of the contextual interference effect in motor skill acquisition. Human Movement Science, 9, 241-289.
  6. McCullagh, P., Weiss, M.R. (2001). Modeling: Considerations for motor skill performance and psychological responses. In. R.N. Singer, H.A. Hausenblaus, & C.M. Janelle (Eds.). Handbook of Sport Psychology, 205-238. New York: Wiley.
  7. Niźnikowski T., Sadowski J., Mastalerz A. (2013) The effectiveness of different types of verbal feedback on learning complex movement tasks. Human movement, Vol. 14, nr 2, s. 148-153, ryc., bibliog.. 8 poz. doi: 10.2478/humo-2013-0009
  8. Sadowski, J., Mastalerz A., Niznikowski T. Benefits of bandwidth feedback in learning a complex gymnastic skill. Journal of human kinetics,2013, 37.1: 183-193.
  9. Salmoni, A.W., Schmidt, R.A., Walter, C.B. (1984). Knowledge of results and motor learning: a review and critical reappraisal. Psychological Bulletin, 95, 355-386.
  10. Sobera, M., & Rutkowska-Kucharska, A. (2019). Postural Control in Female Rhythmic Gymnasts in Selected Balance Exercises: A Study of Two Cases. PolishJournal of Sport and Tourism, 26(1), 3-7.