Педагогический контроль и самоконтроль физического состояния молодежи в процессе физической активности

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Антипов1
Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Кулишенко1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Шустова1
1Московский государственный областной университет, Москва

Цель исследования – разработать и обосновать систему педагогического контроля и самоконтроля физического состояния молодежи в процессе занятий различными упражнениями и видами спорта.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось в 2015-2019 гг. на базе высших учебных заведений г. Москвы и Московской облас­ти. В исследовании приняло участие 1284 студента в возрасте от 17 до 22 лет. В процессе занятий физическими упражнениями применялись различные методы контроля за состоянием организма занимающегося: педагогическое наблюдение; опрос обучающихся; дневник самоконтроля текущего состояния организма занимающегося.
Результаты исследования и выводы. Представлены результаты контрольных испытаний, позволившие изучить показатели морфофункционального развития и физической подготовленности студенческой молодежи. У девушек и юношей отмечается выраженный сдвиг вправо в беговых показателях. В результатах других контрольных нормативов учащихся наблюдается проявление различной степени левосторонней асимметрии в кривых распределения случайных величин. Преимущественное наличие отрицательных значений в функциях плотности эмпирического распределения показателей двигательной подготовленности студентов указывает на относительно пологое их распределение в сравнении с нормальным. Таким образом, констатируется умеренное снижение уровня физического развития и двигательной подготовленности студентов рассматриваемых вузов. Несмотря на это, большинство показателей соответствуют средним значениям для обследованного контингента при незначительной вариативности отдельных данных.
Полученные в ходе работы результаты позволяют оптимизировать процесс физического воспитания и выбор видов спорта и упражнений для укрепления здоровья и повышения двигательной подготовленности молодежи.

Ключевые слова: молодежь, педагогический контроль, самоконтроль, физическое состояние, физическое упражнение, вид спорта.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 1995. – № 4. – С. 2-7.
  2. Губа В.П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований: учебно-метод. пособие / В.П. Губа, В.В. Пресняков. – М.: Человек, 2015. – 288 с.
  3. Губа В.П. Научно–практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи: учеб. пособие / В.П. Губа, О.С. Морозов, В.В. Парфененков. – М.: Советский спорт, 2008. – 206 с.
  4. Губа В.П. Теория и методика современных спортивных исследований / В.П. Губа, В.В. Маринич. – М.: Спорт, 2016. – 230 с.
  5. Кузнецов В.С. Физическая культура: учебник / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: КноРус, 2014. – 256 с.
  6. Салов В.Ю. Теоретические и методические основы формирования здорового образа жизни, учащейся молодежи средствами физической культуры: автореф. дис. … докт. пед. наук / В.Ю. Салов. – СПб.: ГАФК, 2001. – 55 с.