Оценка физической подготовленности юношей на основе индивидуально-типологического подхода
Фотографии:
ˑ:
Кандидат педагогических наук, доцент О.Ф. Жуков1
Доктор философии, доцент, профессор Валентина Гинявичене2
О.Н. Андрющенко3
Доктор биологических наук, профессор Ф.А. Щербина4, 5
Кандидат педагогических наук, доцент А.Ф. Щербина5
1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», Москва
2Медицинский факультет, Вильнюсский Университет, Литва
3Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
4Мурманский арктический государственный университет, Мурманск
5Мурманский государственный технический университет», Мурманск
Цель исследования – выявить особенности физической подготовленности юношей 16-17 лет, имеющих разные типы телосложения, разработать типологические шкалы для оценки уровня физической подготовленности юношей разных типов телосложения.
Методика и организация исследования. При проведении исследования использовались следующие методы: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; антропометрия, определение типов телосложения по методике В.Б. Штефко и А.Д. Островского; тестирование физической подготовленности; статистические методы обработки результатов исследования. В исследовании приняли участие юноши 16-17 лет, имеющие разные типы телосложения и отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе.
Результаты исследования и выводы. Подростки астено-торакального типа характеризуются в целом сравнительно более высокими показателями развития выносливости и гибкости. Представители мышечного типа телосложения обладают относительно более высокими показателями быстроты, координационных способностей, силы и скоростно-силовых качеств. Сила и динамическая сила мышц брюшного пресса, статическая выносливость наибольшее развитие имеют у подростков дигестивного типа. В результате исследования выявлено, что подростки 16-17 лет разных типов телосложения имеют разную структуру развития физических качеств. В их структуре моторики имеются «ведущие» и «отстающие» физические качества. Поэтому оценка результатов двигательных тестов на уроках физической культуры должна осуществляться на основе типологически адекватных шкал.
Ключевые слова: физическая подготовленность, тип телосложения, юноши, индивидуализация, оценка, типологические шкалы.
Использованная литература
- Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка / Ш.А. Амонашвили. – М.: Знание, 1980. – 96 с.
- Андрющенко Л.Б. Фонды оценочных средств по дисциплине «Физическая культура» / Л.Б. Андрющенко, И.В. Лосева // В сборнике: Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами // Материалы Всероссийской научно-методической конференции. – 2015. – С. 31-36.
- Андрющенко Л.Б. Мониторинг физического развития студенческой молодежи Волгоградской области / Л.Б. Андрющенко // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. – 2005. – № 2 (14). – С. 31-34.
- Блинков С.Н. Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы в условиях сельской школы на основе учета индивидуально-типологических особенностей учащихся: монография / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин // М-во сельского хозяйства Российской Федерации, Самарская государственная сельскохозяйственная академия. – Кинель: РИЦ СГСХА, 2016. – 389 с.
- Гиття М.А. Формирование и развитие у обучающихся в образовательных организациях Российской Федерации позитивной мотивации занятий физической культурой и спортом / М.А. Гиття, А.В. Понкратов // Мир образования – образование в мире. – 2017. – № 4 (68). – С. 198-202.
- Зайцева В.В. Биологические основы индивидуального подхода к охране и укреплению здоровья / В.В. Зайцева // Новые исследования. – 2003. – № 1. – С. 36-52.
- Левушкин С.П. Физическая подготовка школьников 7-17 лет, имеющих разные морфофункциональные типы: монография / С.П. Левушкин. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006. – 232 с.
- Филимонова С.И. Организация физической рекреации в школе на основе соревновательного метода и самоорганизации / С.И. Филимонова, Л.Б. Андрющенко, Ю.Б. Алмазова, В.М. Казакова // Культура физическая и здоровье. – 2019. – № 1 (69). – С. 29-31.