Функциональная и психологическая реабилитация с использованием средств физической культуры
Фотографии:
ˑ:
Доктор биологических наук, профессор А.П. Шкляренко1
Доктор педагогических наук, профессор Т.Г. Коваленко2
Кандидат педагогических наук, доцент Д.А. Ульянов2
1Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани
2Волгоградский государственный университет, Волгоград
Цель исследования – теоретическое обоснование использования средств физической культуры при сколиотической болезни у детей и подростков в условиях детского ортопедического санатория, базирующееся на принципах мобилизации собственных приспособительных, защитных и компенсаторных свойств растущего организма.
Методика и организация исследования. База исследования – ГБУЗ «Детский санаторий им. Н.И. Пирогова» (г. Геленджик). Объект исследования – девочки 8–16 лет с диагнозом «Сколиотическая болезнь» (СБ) І, ІІ и ІІІ степени. На первом этапе были выполнены психолого-социологические исследования методом анкетирования. Изучали показатели физического развития и физической работоспособности, а также двигательной активности (ДА) и психологической устойчивости. Регистрировали в процессе курсового лечения силовую выносливость прямой мышцы живота и мышц, выпрямляющих туловище. На втором этапе апробирован ряд реабилитационных мероприятий с использованием средств физической культуры и изучена их эффективность. На заключительном – оценивали эффективность курсового лечения в санатории до и после экспериментального периода.
Результаты исследования и выводы. Оптимальный уровень ДА в режиме дня детей с диагнозом СБ различной степени тяжести способствует сохранению их функциональной и физической работоспособности в пределах генетически обусловленных возрастных параметров. Эффективность занятий, включающих различные корригирующие упражнения, при длительном и целенаправленном их применении в возрасте 8-11 лет выше, чем в подростковом (12-16 лет). Следует отметить, что физиологически обоснованное использование в период интенсивного костного роста средств лечебной физической культуры с учетом этиологии СБ II-III степени позволяет приостановить прогрессирование болезни, а при определенных условиях – достичь положительных результатов в косметической составляющей осанки (до 17%). При начальном диагнозе СБ III степени возможность нивелировать последствия формирования деформаций позвоночника существенно ограниченна.
Ключевые слова: физическая культура, сколиотическая болезнь, физические упражнения, уровень психологической устойчивости, физическая работоспособность.
Литература
- Герцен Г.И. Реабилитация детей с поражениями опорно-двигательного аппарата в санаторно-курортных условиях / Г.И. Герцен, А.А. Лобенко. – М.: Медицина, 1991. – С. 175-188.
- Стёпкина М.А. Система диагностических и консервативных лечебных мероприятий при нарушениях осанки и деформациях позвоночника у детей и подростков [Текст]: монография / М.А. Стёпкина, В.К. Федотов, А.П. Шкляренко. – Омск: ООО «Издательский дом "ЛЕО"», 2009. – 240 с.
- Шкляренко А.П. Сколиоз и физическая культура [Текст]: учебно-метод. пособие / А.П. Шкляренко. – Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2007. – 196 с.
- Шкляренко А.П. Функциональная коррекция сколиотической болезни средствами физической культуры у детей и подростков [Текст]: монография / А.П. Шкляренко, Т.Г. Коваленко, Д.А. Ульянов. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2016. – 232 с.