Реабилитационный потенциал высшего образования для студентов с ограниченными возможностями здоровья

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.М. Буркова1
Магистрант Е.С. Ягудина1
Доцент И. Барбас2
1Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург
2Фракийский университет Демокрита, департамент физической культуры и спорта, Греция

Цель исследования – выявление реабилитационного потенциала образовательной среды вуза для студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Методика и организация исследования. Социально-педагогическое исследование осуществлялось в процессе смешанного обучения студентов-бакалавров с инвалидностью и занимающихся по программе специальной медицинской группы Тюменского государственного университета. Всего в работе приняло участие 35 человек, имеющих установленный медико-социальной экспертизой диагноз «инвалид», и 65 студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (95 девушек и 5 юношей). Основным методом получения данных об индивидуально-психологических, социально-демографических и анамнестических данных являлась клиническая беседа с каждым из них и данные медицинской санитарной части университета. Исследование проведено в 2016  – 2019 гг.
Результаты исследования и выводы.  Среди испытуемых преобладали лица с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы, при этом 73,0% студентов считают себя «практически здоровыми»  и не имеют особых образовательных потребностей. Выявлено отсутствие серьезных осложнений в состоянии здоровья в течение учебного года, возможность осознанного самостоятельного выбора индивидуально-ориентированной образовательной траектории развития студентов, понимающее отношение педагогов к пропускам занятий по состоянию здоровья у лиц с ОВЗ. Результаты исследования демонстрируют синергический эффект инклюзивного образования инвалидов и студентов с ОВЗ, высокий реабилитационный потенциал образовательной среды вуза.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, ограниченные возможности здоровья, инвалид, реабилитация.

Литература

  1. Буркова А. М. Об опыте использования массового открытого онлайн-курса по физической культуре при организации обучения в вузе / А.М. Буркова, Е.С. Ягудина // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 11. – С. 59-62.
  2. Инвалидность и социальное положение инвалидов в России / под ред. Т.М. Малевой. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. – 256 c.
  3. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 1997. – №  6. – С. 10-15.
  4. Манжелей И.В. Средовый подход в формировании спортивного стиля жизни студенческой молодежи / И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 12. – С. 9-13.
  5. Щетинина Е.Б. Современные критерии классификации профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья / Е.Б. Щетинина // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2014. – Т. 3. – Вып. 2 (10). – С. 164-168.