Концептуальные основы формирования мотивации субъектов к физкультурно-рекреационной деятельности

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Эльмурзаев1
Кандидат педагогических наук, доцент И.А. Панченко1
Кандидат исторических наук, доцент Е.С. Новикова1
1Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

Цель исследования – рассмотреть концептуальные основы мотивации к физкультурно-рекреационной деятельности с позиции теоретических и эмпирических подходов.
Методика и организация исследования. Методологическая база исследования строилась на основе теоретических и эмпирических подходов, базирующихся на сравнительном анализе практики организации физкультурно-рекреационной деятельности.
Результаты исследования и выводы. Уточнение некоторых теоретических аспектов мотивации позволило авторам заключить, что мотивация рекреационной деятельности должна изучаться на разных уровнях организации человека – биологическом, психологическом и социальном.
Краткий анализ результатов эмпирических исследований мотивации физкультурно-рекреационной деятельности показал, что данная проблема изучается преимущественно на структурно-функциональном уровне: выделяются мотивы и мера их выраженности у представителей разных социальных групп. По мнению авторов, в эмпирических исследованиях недостаточно выражен «чисто» психологический аспект проблемы, а именно: качественный анализ мотивов субъектов физкультурно-рекреационной деятельности.
Авторы делают вывод, что реализация субъектом своих мотивационно-ценностных ориентаций в условиях физкультурно-рекреационной деятельности определяется уровнем его здоровья, социального благополучия и степенью удовлетворенности жизнью как важнейших социально-психологических качеств личности.

Ключевые слова: мотивация, физкультурно-рекреационная деятельность, мотивационно-ценностные ориентации личности.

Литература

  1. Болотин А.Э. Особенности управления спортивной работой со студентами в вузах с учетом их ценностно-мотивационной ориентации / А.Э. Болотин, О.Е. Пискун, С.Н. Погодин // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 3. – С. 51-53.
  2. Дементьев К.Н. Мотивационная обусловленность занятий физической культурой учащейся молодежи / К.Н. Дементьев // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 11. – С. 33-35.
  3. Куванов В.А. Здоровый образ жизни студенческой молодежи в аспекте социологического анализа / В.А. Куванов, Е.Н. Коростелев // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 5. – С. 21-22.
  4. Николаев А.Н. Методика оценки мотивов спортивной деятельности / А.Н. Николаев // Психологические основы спортивной деятельности. – СПб. СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. – С. 18-25.
  5. Пристав О.В. Исследование мотивационной сферы студентов-пловцов вузов в контексте популяризации физкультурно-спор­тив­ной деятельности / О.В. Пристав, К.Н. Дементьев, О.В.  Миронова и др. // Ученые записки университета им.  П.Ф. Лесгафта. – 2014. − № 10 (116). – С. 208-212.