Особенности диагностики состояния моторной системы спортсменов на основе магнитной и электрической стимуляции структур ЦНС

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент В.Н. Шляхтов1
Доктор биологических наук, профессор Р.М. Городничев1
1Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, Великие Луки

Цель исследования – выявить особенности использования магнитной стимуляции (МС) и электрической стимуляции (ЭС) в диагностике функционального состояния моторной системы спортсменов.
Методика и организация исследования. В экспериментальной работе учас­твовало 12 бегунов на короткие и 12 бегунов на длинные дистанции в возрасте 17-26 лет. Протокол эксперимента предусматривал регистрацию моторных ответов (ВМО) мышц нижних конечностей, вызываемых МС и ЭС спинного мозга (уровень Т11-Т12) и большеберцового нерва в области подколенной ямки, а также регистрацию моторных ответов при МС моторной зоны коры головного мозга. Электроды, отводящие электроактивность (ЭМГ), располагались на двуглавой (ДБ) и прямой (ПБ) мышцах бедра, камбаловидной (КМ) и передней большеберцовой (ПБМ) мышцах голени.
Результаты исследования и выводы. Установлено, что при МС головного мозга у стайеров регистрировалась более высокая амплитуда ВМО всех тестируемых мышц и более низкие пороги ВМО по сравнению со спринтерами. Так, величина порога ВМО ДБ у стайеров на 32,6% ниже показателя спринтеров. МС и ЭС спинного мозга и большеберцового нерва вызывали в целом примерно одинаковую направленность параметров ВМО у спортсменов. Амплитуда ВМО всех мышц стайеров превышала таковую у спринтеров, порог ВМО был ниже у бегунов на длинные дистанции. При электрической стимуляции спинного мозга и периферического нерва амплитуда ВМО мышц стайеров превышала данный показатель у спринтеров более значительно, чем при магнитном воздействии на указанные структуры. Например, амплитуда ВМО КМ стайеров при ЭС была больше ее величин у спринтеров на 213,1%, а в условиях МС – только на 148,5%. Амплитуда ВМО ПБ у стайеров, вызываемая МС спинного мозга, превышала показатель спринтеров на 0,48 мВ, а электрическая стимуляция – на 1,23 мВ. Аналогичные изменения амплитуды ВМО наблюдались и в условиях стимуляции большеберцового нерва. Полученные результаты расширяют сведения об особенностях диагностики функционального состояния моторной системы спортсменов с помощью магнитной и электрической стимуляции структур центральной нервной системы.

Ключевые слова: электрическая и магнитная стимуляции, функциональное состояние, моторная система спортсменов, спортивная деятельность.

Литература

  1. Городничев Р.М. Спортивная электронейромиография: монография / Р.М. Городничев. – Великие Луки: ВЛГИФК, 2005. – 230 с.
  2. Никитин С.С. Магнитная стимуляция в диагностике и лечении болезней нервной системы: руководство для врачей / С.С. Никитин, А.Л. Куренков. – М.: САШКО, 2003. – 378 с.
  3. Пухов А.М. Пластичность моторной системы человека под воздействием локальной физической нагрузки / А.М. Пухов, С.М.  Иванов, Е.Н. Мачуева и др. // Ульяновский медико-биологический журнал. – 2017. – № 1. – С. 114-122.