Холистический экопроект «Физическая культура и спорт для всех»

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.И. Григорьев1
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Моха2
Аспирант В.О. Пискун2
1Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

Цель исследования – экспериментальное обоснование эффективности элективных курсов по физической культуре, построенной на основе холис-тического подхода.
Методика и организация исследования. По результатам наукометрического анализа на первом этапе разработан холистический проект «Физическая культура и спорт для всех». Ориентирован на диверсификацию средств и форм занятий, информатизацию подготовки и доступ к технологическим ресурсам. На втором этапе проведено тестирование физического развития и подготовленности 620 студентов первого курса: основного (n=490 чел.), подготовительного (n=82 чел.), специального (n=42 чел.) отделения, группы ОВЗ (n=6 чел.), юношей и девушек в возрасте 18,1±0,4 года. В рамках проекта студентам предлагались программы занятий плаванием, спортивными играми, легкой атлетикой и фитнесом. В подготовке студентов специального отделения и ОВЗ использовались программы по скандинавской и дозированной ходьбе. Занятия соответствовали учебным планам 2 раза в неделю по 90 мин.
Результаты исследования и выводы. В структуре и операционном составе холистического проекта «Физическая культура для всех» выделены три сегмента: программный, ресурсный и операционный, сосредоточенных на трансформации функций целеполагания, планирования, организации и контроля. Реализация проекта меняет предметную модальность дисциплины, стимулирует рост качества физкультурных услуг, обеспечивает сингулярность обучения, пиковые тренды физического развития.

Ключевые слова: дорожная карта, инклюзия, инновации, конкурентоспособность, креативность, парадигма, холистический проект.

Литература

  1. Бакулев С.Е. О приоритетных направлениях развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года в контексте разработки документов стратегического планирования / С.Е. Бакулев, В.А. Таймазов, С.М. Ашкинази и др. // Человек в мире физической культуры и спорта: проблемы и перспективы развития университетского образования в области физической культуры и спорта: монография / под. ред. С.Е. Бакулева. – СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. – С. 53-69.
  2. Венгерова Н.Н. Реализация ФГОС «3+» по физической культуре в высшей школе / Н.Н. Венгерова, Л.В. Люйк, О.Е. Пискун // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 6. – С. 12-14.
  3. Григорьев В.И. Антропоцентризм проектного управления элективной физической культурой / В.И. Григорьев, О.В. Миронова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 9 (160). – С. 54-58.
  4. Манжелей И.В. Педагогический потенциал физкультурно-спортивной среды вуза / И.В. Манжелей, О.С. Ставер // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2011. – № 6. – С. 58-61.
  5. Махов А.С. Теория и практика управления развитием адаптивного спорта в России: монография / А.С. Махов. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет. 2013. – 185 с.
  6. Пискун О.Е. Условия реализации компетентностного подхода в построении учебного процесса по физической культуре в вузе / О.Е. Пискун, С.Н. Погодин, В.И. Григорьев // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 7. – С. 12-14.