Массовая спортивная подготовка – новый вектор спортизации населения страны
ˑ:
Одной из актуальных социальных проблем современной России является физическое и духовно-нравственное состояние детей, подростков, молодежи и взрослого населения страны. Результаты социологических исследований констатируют ухудшение показателей здоровья нации, тенденции депопуляции населения, которые являются реальной угрозой национальной безопасности страны. В связи с этим рекомендуется принять радикальные меры по качественному улучшению человеческого ресурса, формированию новых ценностных ориентиров, включающих развитие таких качеств, как патриотизм, гражданственность, ответственность за здоровье.
Спорт как социокультурный феномен, по своей сути, направлен на процесс социализации личности и развитие социальных институтов воспитания и образования современного общества. Поэтому руководством страны перед отраслью физической культуры и спорта поставлена задача вовлечения до 55 процентов населения в регулярные занятия спортом. Для определения эффективных путей решения данной задачи ученые и практики предпринимают попытки разработки и апробирования новых спортизированных технологий, способных удовлетворить спортивный интерес разных групп населения.
На сегодняшний день разработаны и активно используются в практике разноуровневые модели спорта, способные реализовать целевые установки, интересы и потребности определенных групп населения.
В теории спорта принято различать две основные разновидности спорта:
Спорт высших достижений (СВД), содержащий модели олимпийского, профессионального, коммерческого. Целевые установки СВД связываются с достижением высокого спортивного результата, повышением спортивного мастерства, построением успешной спортивной карьеры, получением финансового благополучия, славы.
Массовый спорт, включает различные спортивные проекты, такие как «Спорт для всех», «Дворовый спорт», «Веселые старты» и т.д. В данной разновидности спорта целевые установки занимающихся связываются с формированием здоровья, активным отдыхом, физическим совершенствованием.
С повышением социальной роли спорта значительно расширились его технологические возможности благодаря развитию новых моделей, отвечающих ценностным ориентациям и потребностям разных категорий населения, которые могут решать приоритетную для страны задачу массовой спортивной подготовки. К таким разновидностям следовало бы отнести фитнес-спорт, экстремальный, адаптивный, школьный, студенческий, для которых характерны доминирующие мотивы физической подготовки, достижения гармоничного телосложения и т.д., в частности:
Экстремальный спорт ориентирован на реализацию ценностных установок, связанных с эмоциональными переживаниями, сильным возбуждением, преодолением трудностей.
Адаптивный спорт направлен на самореализацию и социальную адаптацию людей с ограниченными возможностями. Доминирующие мотивы этой категории населения связаны с повышением физической подготовленности, коммуникации, самосовершенствованием.
Школьный спорт направлен на вовлечение обучающихся в общеобразовательных заведениях в спортивную деятельность. Мотивация детей, подростков и молодежи связана с подготовкой к соревновательной деятельности, участием в соревнованиях, спортивным совершенствованием.
Студенческий спорт связывается как с моделью спорта высших достижений, так и с массовым спортом. Поэтому ценностные ориентации и мотивация студентов к занятиям могут отличаться в зависимости от уровня спортивной деятельности. Однако доминирующими мотивами студентов в спорте все-таки остаются совершенствование физической и спортивной подготовленности, участие в соревновательной деятельности, достижение высоких спортивных результатов.
Многие исследователи отмечают, что формирование моделей спорта, ориентированных на удовлетворение потребностей разных групп населения, является существенным фактором повышения их спортивной активности.
В первой статье «Перспективы», подготовленной мною в соавторстве с коллегами профессором Ш.З. Хуббиевым и Д.Б. Селюкиным (Санкт-Петербург), научно обосновывается феномен спортизации как фактор вовлечения населения в массовую спортивную подготовку, которая станет фундаментом формирования здоровья населения страны.
В свою очередь, опираясь на идею спортизации, массовая спортивная подготовка позволит обеспечить более качественную организацию процесса освоения населением норм и требований ВФСК ГТО.
Помимо решения данной задачи спортизация населения должна развивать социально-психологический потенциал людей, позволяющий «заразить всех» желанием стать спортсменом, благородно поступать и действовать, проявлять сплоченность, энтузиазм, творчество, любовь к большой и малой Родине.
Наряду с этим спортизированный подход может улучшать генофонд нации, испытывающей неблагоприятные по степени, многосторонности и разнообразию воздействия природной и социальной среды.
Спортизация, максимально удовлетворяющая спортивные потребности всех и каждого, основывается не на принуждении, а на свободном выборе, что обогащает мотивационную основу занимающихся. Однако при этом каждый должен понимать, что у него есть как права, так и обязанности и ответственность не только за свою судьбу, но и за судьбу своего народа и своего государства.
Спортизация может придать полноценность жизни человека, его семьи, сообщества, а участие в массовой спортивной подготовке – стать важной составляющей здорового образа жизни, условием его самореализации.
Технологической основой реализации идеи массовой спортизации могут стать спортивные клубы и центры в системе образования и по месту жительства, которые объединяют формальную и неформальную социальные и образовательные структуры для решения стратегической задачи оздоровления населения.
Мы приглашаем ученых к публикации статей, которые направлены на поиск нового прорыва в теории и методике спортивной подготовки и физического воспитания.
Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры РФ, д.п.н., профессор Л.И. Лубышева