Технология психологической адаптации спортсменов к условиям соревнований с учетом их личностных особенностей

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент М.А. Кузьмин1
Кандидат физико-математических наук, доцент Н.Н. Смирнова2
О.В. Костромин2
1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
2Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

Цель исследования состоит в разработке технологии психологической адаптации спортсменов к условиям соревнований с учетом личностных особенностей.
Методика и организация исследования. В исследовании приняло участие 563 спортсмена различных спортивных специализаций, 138 человек представляли циклические виды спорта (лыжные гонки), 142 – игровые (баскетбол), 144 – художественные (фигурное катание), 139 – единоборства (дзюдо). Использовались анализ научной литературы, факторный анализ, методики М.А. Кузьмина, А.Н. Николаева.
Результаты исследования и выводы. Определены три типогруппы спортсменов: первая – спортсмены с высокой эмоциональностью и высокой мотивацией, вторая – с высокой эмоциональностью и низкой мотивацией и третья – с низкой эмоциональностью и низкой мотивацией.
В каждой группе спортсменов были разработаны задачи, направленные на ускорение и оптимизацию психологической адаптации к условиям соревновательной деятельности с учетом сочетания психологических свойств.
Полученные результаты и дифференцированный подход к психологической адаптации спортсменов позволяяют повысить уровень адаптированности спортсменов к условиям соревнований, а соответственно, и успешность в соревновательной деятельности.

Ключевые слова: дифференциальная спортивная психология, психологическая адаптация, условия соревновательной деятельности, личностные свойства, эмоциональность, мотивация.

Литература

  1. Изотов Е.А. Влияние идеомоторной тренировки на мобилизационную готовность игроков в дартс / Е.А. Изотов, Н.Н. Смирнова // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 5. – С. 53-55.
  2. Кузьмин М.А. Дифференциальная спортивная психология / М.А. Кузьмин // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 4. – С. 5-7.
  3. Кузьмин М.А. Психологическая адаптация к условиям соревнований в единоборствах / М.А. Кузьмин, В.А. Дорофеев // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 5. – С. 37-39.
  4. Кузьмин М.А. Психологическая адаптация к условиям соревнований в циклических видах спорта / М.А. Кузьмин, Г.В. Зароднюк, М.Н. Ларионова // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – №  4. – С. 96-98.
  5. Руденко Г.В. Методика определения психофизиологического потенциала организма / Г.В. Руденко, Ю.А. Дубровская, И.В. Бобров // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 4. – С. 8-10.
  6. Савельев Д.С. Влияние занятий спортивными единоборствами на психофизиологический потенциал студентов-перворкурсников / Д.С. Савельев, С.А. Сидоренко // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 5. – С. 43-45.