Особенности адаптационного потенциала детей-сирот к занятиям физической культурой

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор А.Б. Серых1
Доктор педагогических наук, профессор Е.И. Мычко1
1Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, Калининград

Цель исследования – выявить особенности адаптационного потенциала детей-сирот младшего школьного возраста к занятиям физической культурой.
Методика и организация исследования. Научная работа осуществлялась на базе общеобразовательной школы г. Зеленоградска. Диагностическое исследование проводилось с учащимися 4-х классов в количестве 25 человек, из них 9 человек – дети-сироты, 16 – дети из полных семей. Были использованы педагогическое наблюдение, тест Т. Дембо–С. Рубинштейна на определение уровня самооценки и опросник А. Басса–А. Дарки на выявление уровня агрессивности.
Результаты исследования и выводы. У обследуемых детей были отмечены высокие показатели уровня агрессивности и низкий уровень самооценки по показателям: «ум», «способности», «уверенность в себе», «авторитет у сверстников». Удалось установить преобладающие мотивы посещения уроков физкультуры: потребность в признании, двигательная активность, ситуация успеха и командное взаимодействие с детьми-сиротами. Этот факт позволил указать на огромные педагогические и коррекционные возможности физической культуры в формировании социального опыта детей-сирот через раскрытие их адаптационного потенциала.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, адаптационный потенциал, дети-сироты младшего школьного возраста.

Литература

  1. Лифинцев Д.В. Социальная поддержка как фактор психического благополучия детей и подростков /Д.В. Лифинцев, А.Б. Серых, А.А. Лифинцева // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4 (24). – С. 71-78.
  2. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях [Текст] / А.Г. Маклаков // Психологический журнал. – 2016. – № 1. – С. 16- 24.
  3. Пелих Е.Ю. Формирование мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у школьников с нарушением интеллекта на занятиях адаптивным физическим воспитанием: дис. … канд. пед. наук / Е.Ю. Пелих. – Санкт-Петербург. – 2011. – 166 с.
  4. Серых А.Б. Психологическое благополучие как фактор достижения каждым обучающимся образовательных результатов / А.Б. Серых, И.И. Капалыгина // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2018. – № 4 (46). – С. 166-173.