Формирование навыков здорового образа жизни и психомоторных качеств у учащихся младшего школьного возраста

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор К.К. Марков1
Доктор педагогических наук, доцент М.Д. Кудрявцев2, 4, 5
Т.Д. Лампетова3
1Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск
2Сибирский федеральный университет, Красноярск
3Лицей № 2, Красноярск
4Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева, Красноярск
5Сибирский юридический институт МВД РФ, Красноярск

Цель исследования – оценить уровень навыков ведения здорового образа жизни учащимися младших классов по результатам обучения на уроках физической культуры в образовательной школе.
Методика и организация исследования. Работа проводилась на базе Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, ряда других образовательных учреждений г. Красноярска. В педагогическом эксперименте приняло участие 1096 учащихся начальной школы. Структура содержания оздоровительной деятельности, способствующей формированию навыков ЗОЖ и совершенствованию психомоторной компетентности у учащихся начальной школы, состояла из оздоровительных мероприятий, акцентированных на профилактику и коррекцию нарушений здоровья, профилактику простудных заболеваний, особенно в опасные периоды года. В контрольной группе использовалась традиционная методика проведения учебных занятий по физической культуре, в экспериментальной – методики освоения оздоровительных составляющих физической культуры на основе авторских работ.
Результаты исследования и выводы. Результаты тестирования выявили существенные различия между всеми исследованными показателями использования элементов ЗОЖ между учащимися контрольной и экспериментальной групп. Умение использовать приемы закаливания, избегание вредных привычек, значительное снижение гриппозных заболеваний и ориентация на здоровую личную жизнедеятельность имеют также достоверные (р<0,05) различия, при этом школьники экспериментальной группы по этим критериям имеют преимущество перед учащимися контрольной группы. По большинству других критериев школьники в экспериментальной группе тоже статистически достоверно (р<0,01) имеют преимущество.

Ключевые слова: ЗОЖ, школьники, физическая культура, психомоторные знания, умения, навыки.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ / В.К. Бальсевич, В.Г. Большенков, Ф.П.  Рябинцев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 2. – С. 13-18.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
  3. Копылов Ю.А. Как ускорить привыкание первоклассников к обучению в школе средствами физической культуры / Ю.А. Копылов // Начальная школа. – 2004. – № 3. – С. 123-249.
  4. Кудрявцев М.Д. Особенности применения методики обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности / М.Д. Кудрявцев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2004. – № 3. – С. 40-44.
  5. Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 1996. – № 1. – С. 12.
  6. Марков К.К. Формирование психомоторных качеств в современном спорте: теоретические и методологические проблемы / К.К.  Марков , В.Ю. Лебединский // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 6. – С. 52-54.
  7. Озеров В.П. Формирование психомоторных способностей у школьников / В.П. Озеров. – Кишинев: Лумина, 1989. – 112 с.
  8. Рабочая программа по физической культуре. 4-й класс / Сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2013. – 56 с. – (Рабочие программы).